В прокат вышел «Главный герой» с Райаном Рейнольдсом в роли взбунтовавшегося против собственных создателей персонажа компьютерной игры. «Лента.ру» рассказывает, что не так с этим блокбастером, который отсылает не только к GTA и Fortnite, но и к «Матрице» — и при этом не вывозит ни гейминг, ни киберпанк.
В городе Фри Сити всегда светит солнце, по улицам ходят самые красивые девушки и огромные роботы, а супергерои совершают подвиги на каждом перекрестке, не заботясь о светофорах и прочих мелочах. Простой парень по имени Парень (Райан Рейнольдс) — игра слов с англоязычным именем Гай в русский дубляж попала в любопытном виде — впрочем, не из героев. Зато каждое утро он просыпается в отличном настроении, смотрит на золотую рыбку, надевает синюю рубашку и отправляется на работу в банк. Там его встречает ближайший приятель, охранник Приятель (Лил Рел Ховери), с которым они каждый день лежат на полу, когда в банк врываются суперзлодеи. После работы друзья отправляются выпить пива на пляж — и так каждый день. Еще у Парня есть девушка мечты, которую он никогда не видел, но ее образ мешает парню завести нормальные отношения. И вот однажды во время очередного ограбления Парень видит свою воображаемую зазнобу (Джоди Комер) и немедленно устремляется за ней. Девушка, как и все крутые ребята Фри Сити, ходит в темных очках. Когда Гай умудряется такие раздобыть, мир вокруг преображается светящимися надписями не вполне понятного содержания.
Зритель же сразу понимает, что Парень находится внутри компьютерной игры, где исполняет роль неигрового персонажа, или NPC. Дама его сердца Милли — напротив, в реальности сидит перед компьютером, пытаясь уличить издателя игры Антуана (Тайка Вайтити) в воровстве. Несколько лет назад молодые программисты Милли и Кис (Джо Кири) создали игру, которую Антуан купил и вероломно переделал в Free City. Теперь Кис горбатится на Антуана и продолжает сохнуть по Милли, которая не оставляет попыток восстановить справедливость. А виртуальный Парень, которого она поначалу не воспринимает всерьез, становится олицетворением этой надежды. Дело в том, что в исходном коде игры заложена свобода для неигровых персонажей, возможность которой и открывает в себе улыбчивый виртуальный клерк.
Кадр: фильм «Главный герой»
«Главный герой» — уже второй за лето после «Космического джема» большой летний блокбастер про виртуальную реальность. Оба фильма, разумеется, разрабатывались и снимались до пандемии, но сегодня смотрятся странным эхом карантинного года, когда людям пришлось с новым энтузиазмом погрузиться в цифровое пространство. Есть в обоих фильмах и очевидный ретро-элемент. Тоска по девяностым уже вполне легитимна, времени прошло достаточно, так что родословная «Главного героя» легко прослеживается до «Матрицы» и «Плезантвилля» со всеми остановками. Ближайший родственник — «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга, который тоже с удовольствием злоупотреблял поп-культурными отсылками из конца прошлого тысячелетия. С «Первым игроком» «Главного героя» роднит и имя одного из сценаристов Зака Пенна.
Оставим, пожалуй, в стороне шуточки про корпорацию Disney, которая снимает антикорпоративное кино — «Матрицу» тоже снимали не в сарае, что не помешало взрывному заряду достигнуть цели. Тем паче, что «Главный герой», подобно Парню, пытается не столько увлечь, сколько обаять своего зрителя. Фильм сделан преимущественно в светлой цветовой палитре, которая не слишком меняется от переключения между мирами.
Главный же магнит для симпатий, конечно, Райан Рейнольдс, который не столько пародирует свою галерею хороших парней (как, вероятно, планировалось), сколько выдает сборник лучших хитов
Он здесь действительно «Главный герой», рядом с которым все прочие, включая формальных создателей, — не более чем статисты. Перетянуть одеяло на себя удается единственный раз — когда в кадре появляется Ченнинг Татум в роли аватара одного из игроков. И это, пожалуй, лучший эпизод фильма — ироничный и остроумный, такой, каким вполне могла бы быть картина целиком.
Кадр: фильм «Главный герой»
Однако режиссер Шон Леви сделал себе имя не на визионерских киберпанковых боевиках, а на фильмах для семейного просмотра (от «Розовой пантеры» до «Живой стали» и «Ночи в музее»). Именно поэтому наиболее органично здесь выглядят кадры, в которых Рейнольдс и Комер качаются на качелях на фоне ночного города, едят мороженое со вкусом жвачки, а за их спинами расплываются многочисленные огоньки. В этих сценах, при всей штампованности, чувствуется если не «душа», то во всяком случае мастерство. Они придуманы и продуманы от первого кадра до последнего ракурса, да и Рейнольдс чувствует себя в них как дома.
Однако попытка распространить ромкомовую задушевность на весь остальной фильм про бунт искусственного интеллекта против нехороших людей, выглядит не то чтобы провальной, но откровенно халтурной. Если вспомнить любой мало-мальски удачный киберпанковый фильм, то станет очевидно, что ключевую роль там играет не идея (она более или менее одна на всех), а дизайн. Это касается и «Матрицы», и «Джонни Мнемоника», и «Тринадцатого этажа», и, допустим, фильма «Нирвана» с Кристофером Ламбертом. В этой картине, кстати, программист тоже помогал своему герою освободиться, но обставлено все было с куда большим готическим правдоподобием, а виртуальный шлем, в котором часть времени проводит герой Ламберта, невозможно забыть вот уже пару десятилетий.
«Главный герой» в этом смысле сделан катастрофически неинтересно. Улицы Фри Сити похожи на набор фонов для рабочего стола, оружие заурядно, даже эффект виртуальной реальности (распад на пиксели) сделан неинтересно. Можно было бы объяснить подобное тем, что речь в фильме идет о «плохой» игре, но это все же слишком сложная постмодернистская мотивация для студийного блокбастера. В любом случае заставлять зрителя два часа проводить в такой усредненной симуляции не слишком правильно — скорее всего, дома его ждет приставка, где есть миры и поинтереснее.
Фильм «Главный герой» (Free Guy) вышел в российский прокат