В российский прокат вышел «Фальшивомонетчик» Шона Пенна — парадоксальная, чрезмерная во всем от актерской игры до желания врубать за кадром Шопена, но абсолютно точно неординарная драма. В центре сюжета — немало нашумевший в девяностых вор, аферист и фальшивомонетчик Джон Фогель, причем увиденный глазами его дочери Дженнифер, которая написала о родителе и его злоключениях ставшие основой «Фальшивомонетчика» мемуары. Пенн сам сыграл Фогеля (причем и в 30-летнем, и в 55-летнем возрасте), а в роли Дженнифер снял собственную дочь Дилан. «Лента.ру» поговорила с Шоном и Дилан Пенн о том, как в этом фильме отражается американская мечта и насколько их отношения похожи на те, что были у их героев.
«Лента.ру»: Шон, вы ходили вокруг этого фильма более 15 лет, а вы, Дилан, подключились с того самого момента, когда ваш отец впервые прочел сценарий. Как вы в конце концов решились на съемки и что вас обоих подтолкнуло к этому решению?
Шон Пенн: Я захотел снять этот фильм, как только впервые прочитал сценарий. Однажды утром мне позвонил Марк Райлэнс и сказал, что Джез Баттеруорт написал сценарий, который мне обязательно нужно прочитать — и решить, не хочу ли я снять такой фильм, или сыграть в нем, или, может, и то, и другое. Марк и Джез как раз только закончили постановку «Иерусалима» на Бродвее, и я уже ее посмотрел. А еще с Джезом я знаком по фильму «Игра без правил», сценарий которого он написал вместе со своим братом. В общем, я прочитал тот сценарий и сразу подумал, что это именно та история, которую я искал. К тому моменту мы стали замечать, что кинематограф стал чересчур мудреным, и меня, как и публику, это уже отталкивало. Эта же история давала нам простор для выразительности, а не необходимость произвести впечатление. Наверное, поэтому в роли Дженнифер я изначально видел только Дилан. Она самый непринужденный человек, которого я знаю, и я подумал, что, если она сможет привнести это качество в свою актерскую игру, — это будет тот фильм, который я однозначно хотел бы снять.
Дилан Пенн: Когда я впервые читала сценарий, только помогала отцу определиться с актрисой на роль Дженнифер. Сама я не была готова ее играть. Все эти годы он все говорил и говорил мне об этой роли, а я продолжала отказываться. Отчасти из-за того, что мне было бы непривычно играть бок о бок с отцом, да еще и когда он режиссер. А согласилась я в итоге потому, что мне было интересно исследовать эту роль, я до нее дозрела. Мне было почти 30, и, читая снова эту историю, я почувствовала, что понимаю, через что прошла Дженнифер. Я как будто бы перечитывала свои собственные дневниковые записи и вспоминала, как я себя чувствовала тогда, а как чувствую сейчас.
Шон, это первый фильм, где вы выступаете и в качестве актера, и как режиссер. Какие возникли сложности?
Шон Пенн: Я безумно рад тому, что пошел на это, ведь благодаря этому у меня появилась возможность сыграть вместе с дочерью. У меня было лучшее место, чтобы наблюдать за ее работой. К тому же как режиссер я понимал, когда я как актер сделал уже достаточно, чтобы сцена вышла такой, как задумана, — тоже очень удобно. Я никогда не был силен в объемном мышлении, но, к счастью, рядом всегда был Дэнни Модер — опытный постановщик — он и стал моим братом по оружию. Я всегда мог обратиться к нему и спросить: «Ну как, что думаешь? Получилось?» Так что у меня практически был второй режиссер.
Дилан, отец давал вам советы перед началом работы над фильмом?
Дилан Пенн: Думаю, отец вряд ли отдал бы мне эту роль, если бы не был на сто процентов уверен в моих способностях. Я всегда чувствовала, что мы с ним на одной волне в плане видения героини Дженнифер. Мы немного порепетировали перед началом съемок, и это было потрясающе. Я никогда не играла в пьесах, но чувствовалось, что этот опыт будет чем-то похожим. Мы посетили каждую площадку, прогнали каждую сцену, и это очень помогло преодолеть некоторые трудности. Есть одна сцена, где мы празднуем день рождения Джона Фогеля, — там довольно сложная расстановка актеров. И как раз тот факт, что мы заранее все прошли с отцом, очень помог, когда мы эту сцену снимали, потому что детали в ней не были четко прописаны. Отец просто обозначил нам сценарные рамки и дал событиям развиваться естественно. И это очень помогало, особенно в эмоционально насыщенных сценах: так проще ухватить неподдельность каждого момента.
Шон Пенн: Бытует такое мнение, что человек, побывавший в шкуре актера, может быть лучшим режиссером, поскольку он знает какие-то приемы работы с артистами. Лично я ничего такого не почувствовал. Мне кажется, я помогал актерам скорее потому, что я еще и сценарист. Сценарист сам проходит каждый шаг развития истории, ему нужно прочувствовать все на себе. Это необходимо, чтобы наилучшим образом отразить все, что нужно в сценарии. Я не говорю, что это единственный путь, но это основа, начало. Имея такую базу, ты уже понимаешь, какие корректировки необходимо внести, но при этом ты не забываешь оставить место и для неожиданностей. Приходилось быть достаточно открытым, чтобы осознавать, что сам ты сыграл бы иначе, но так (как делает сейчас другой) — тоже можно. И это одна из сильных сторон Дилан. Она совсем не сентиментальная актриса, и ее игру нельзя испортить, даже если очень постараться. Именно поэтому я хотел, чтобы роль досталась ей.
Дилан, как вы готовились к роли Дженнифер?
Дилан Пенн: Я еще пару раз перечитала книгу-первоисточник и попыталась осмыслить характер Дженнифер Фогель и то, как ее можно воплотить в кино. Впервые мы с самой Дженнифер встретились за две недели до начала производства. Мы поужинали, и она ответила на вопросы, которые у меня накопились. Она свободно отвечала на все, и это оказалось очень полезно. Она ясно дала понять, что ей бы хотелось увидеть мою собственную интерпретацию Дженнифер, и это для меня очень много значило. Она не считала, что кто-то должен ее скопировать, ей было важно рассказать саму историю. И, прочитав сценарий, она поняла, что все так и получится. Я была счастлива сбросить с себя груз ожиданий и получить возможность привнести свой собственный опыт в этот фильм.
Кадр: фильм «Фальшивомонетчик»
Похожи ли отношения героев, показанные в фильме, на ваши собственные?
Дилан Пенн: У нас с папой прекрасные взаимоотношения: очень открытые, честные — в отличие от Джона и Дженнифер Фогель. Думаю, Дженнифер всегда мечтала более откровенно общаться с отцом, но для Джона это было слишком тяжело, особенно учитывая его образ жизни. В подростковом возрасте отношения между отцом и дочерью часто бывают сложными и неоднозначными. Мы с отцом это пережили и построили сильные доверительные отношения, в то время как связь Джона и Дженнифер заканчивается трагически.
Шон Пенн: Как уже сказала Дилан, фильм действительно рассказывает историю любви отца и дочери, но в очень противоречивом плане. Узы любви могут быть сильными и прочными, но в то же время крайне уязвимыми. У нас с Дилан совсем не такая ситуация — скорее обычная человеческая любовь.
Каково вам было видеть все эти патриотические образы, фейерверки, флаги, зная, что сейчас в Америке (и особенно на момент съемок фильма) общество буквально расколото? Что вы обо всем этом думали?
Дилан Пенн: Если так подумать, то Джон Фогель стал преступником из-за недосягаемости американской мечты, ведь она как раз подразумевает деньги, успешность и иллюзию всего этого. Это история о том, как погоня за деньгами, а также желание стать не тем, кем ты являешься, влияет на личную жизнь. Мне кажется, он стал тем, кем стал, из-за своих завышенных ожиданий от этой страны. Он чувствовал, что недополучает то, чего достоин.
Кадр: фильм «Фальшивомонетчик»
Шон Пенн: Это сложный вопрос, ведь патриотизм, когда на него смотрят через черно-белую призму, становится декларацией чего-то, что должно существовать, но часто не существует. Позволю себе сказать, что любить свою страну и испытывать патриотические чувства — это две разные вещи. Я абсолютный патриот в плане американских ценностей — того, во что эта страна велела мне верить, и во что я верю; того, чем эта страна является, — за это я бы умер. Но этой страны не существует — по крайней мере, сегодня. Сегодняшняя репрезентация характера американского народа для меня большая боль. Особенно создание культа. На мой взгляд, «Фальшивомонетчик» — это запечатление разбитого сердца.
Этот фильм отражает осколки разбитой американской мечты
Шон, ваш первый фильм был впервые показан на Каннском фестивале тридцать лет назад, когда Дилан было всего несколько месяцев. Каково было вернуться туда с «Фальшивомонетчиком» столько лет спустя?
Шон Пенн: Каннский фестиваль задает высочайшие стандарты всем кинофестивалям в мире. Своим лучшим каннским опытом я считаю членство в жюри, потому что у меня было время и обязанность ознакомиться со всеми фильмами программы. Ты идешь в кинотеатр и видишь, как же много вокруг талантов, и это невероятно вдохновляет. Конечно, можно всю жизнь сидеть взаперти и твердить, что хорошие фильмы снимают только в Америке, но потом появляется какой-нибудь, допустим, филиппинский фильм, и ты думаешь: «Вау, а что, так тоже бывает?» В общем, я бесконечно рад тому, что «Фальшивомонетчик» смог стать частью этой истории.
Фильм «Фальшивомонетчик» (Flag Day) вышел в российский прокат 13 января