На HBO и в «Амедиатеке» начал выходить долгожданный четвертый сезон «Мира Дикого Запада», одного из самых громких и сложноустроенных сериалов на телевидении. Поклонники ждали продолжения шоу более двух лет — хотя бы для того, чтобы получить ответы на многочисленные загадки, оставленные шоураннерами в предыдущих частях. «Лента.ру» посмотрела четыре из восьми эпизодов нового сезона «Мира Дикого Запада» и рассказывает, чем он сумел удивить, а чем — разочаровать.
Итак, со времен революции, покончившей с управлявшим цивилизациями искусственным интеллектом, прошло семь лет, и бежавшие из парка развлечений андроиды пытаются вести мирную жизнь. Долорес (Эван Рэйчел Вуд), ныне известная как Кристина, работает в футуристичной геймдев-компании, где сочиняет сюжеты для второстепенных персонажей видеоигр. Клементина (Анджела Сарафян) путешествует по Южной Америке. Мэйв (Тандиве Ньютон) и вовсе превратилась в отшельницу, проводящую свое бессмертие в уединенной хижине в лесу. Калебу (Аарон Пол), который роботом не является, спокойное существование дается куда тяжелее — всему виной посттравматическое стрессовое расстройство после пережитой войны. Революционер-ветеран вновь работает на стройке, оброс семьей, но боевых привычек не бросил и даже свою юную дочь обучает стрельбе — мало ли что!
Кадр: сериал «Мир Дикого Запада»
И война, конечно же, вовсе не окончена — вот на пороге дома Калеба уже появляется призрак из прошлого, угрожающий перестрелять его родных. Возвращаются прежние — уже многократно битые — антагонисты вроде Уильяма (Эд Харрис) и иной версии Долорес (Тесса Томпсон, ранее игравшая в шоу корпоративную акулу Шарлотту). Вновь вертятся шестеренки очередного всемирного заговора, спасти человечество от которого под силу только роботам из парка развлечений.
«Мир Дикого Запада» не просто так прозвали одним из самых хитрых и сложноустроенных сериалов в истории телевидения.
Дело не только в его нелинейной хронологии и знаменитом обилии сюжетных поворотов, которых за один-единственный эпизод могло набраться просто аномальное число. Многоуровневым, метафизически перегруженным было и само повествование, на протяжении нескольких сезонов вбрасывавшее зрителю вечные вопросы о бытии и разуме (на которые сериал, впрочем, ответить до сих пор так и не удосужился), разворачивавшее антиутопическую картину безграничной власти в руках корпораций, да и просто рисовавшее бытовые, человеческие — хотя речь тут и о говорящих андроидах — драмы и переживания.
Кадр: сериал «Мир Дикого Запада»
Удивительно, но при всей этой фирменной нарративной перенасыщенности шоураннеры Лиза Джой и Джонатан Нолан даже не стараются ввести зрителя в курс дела после двухлетнего перерыва, вместо этого сразу бросая его в пучину сюжетных завихрений, дезориентируя и заваливая многочисленными загадками. Почему Долорес — и какая это версия Долорес — будто и не помнит о своей прошлой жизни? Как Мэйв оказалась у дома Калеба в самый необходимый момент? Зачем Уильям, жаждавший в конце третьего сезона навсегда покончить с андроидами, внезапно запускает их конвейерное производство?
Собственно, уже этот прием с дезориентацией сообщает главное — вопросы, которыми «Мир Дикого Запада» заставляет задаваться, сильно измельчали и перешли исключительно в сюжетную плоскость. Измельчали и внутренние драмы главных персонажей. Если раньше богатый ансамбль героев-андроидов разыгрывал в парке аттракционов спектакль с целой палитрой эмоций, амбиций, страхов и желаний, то теперь почти всем оставшимся в живых роботам-протагонистам хочется, кажется, только одного — избавиться от чувства гнетущего одиночества.
Кадр: сериал «Мир Дикого Запада»
Впрочем, поклонников сериала ждут и более легковесные, классические развлечения «Мира Дикого Запада» — пасхалки, обнаруживаемые только при перепросмотре, новые смертоносные роботы, неожиданные любовные связи и воссоединения. Появляется даже еще один парк аттракционов — теперь в декорациях Америки 1930-х (если раньше шоу сравнивали с видеоигрой Red Dead Redemption 2, то тут оно стало похоже скорее на игры серии Mafia). В своей зрелищности сериал нисколько не убавил и непременно порадует ярых фанатов футуристически-неонуарным экшеном и различными хитростями — например, Джой и Нолан изящно вворачивают в шоу флешбэки, которых в предыдущих сезонах на самом деле не было, будто бы создавая у зрителей ложные воспоминания. Правда, за половину сезона этот (предположим, намеренный) прием оказывается единственным настоящим нововведением. В остальном четвертая часть «Мира Дикого Запада» повторяет те формулы, что прославили его годы назад — сюжетные повороты, связанные с нарушенной хронологией, пафосные загадки и грандиозное, но бесплодное мистификаторство.
При всей своей масштабности, трюки, которые используют Джой и Нолан, будто бы взяты из зациклившихся в себе последних сезонов «Сверхъестественного». Уже совсем не важно, кто против кого воюет, поскольку эти границы стираются при помощи нарративной мешанины, где на кону опять стоит судьба всего человечества, а давно (и многократно) убитые персонажи возвращаются, предают друг друга, копируют себя и постоянно меняют личины.
Перестав притворяться притчей, кроющей в себе сакральные таинства о сознании, жизни и эволюции, «Мир Дикого Запада» показал свое истинное обличие, которое удивительным образом оказалось идентично парку аттракционов или видеоигре с квестами-филлерами, единственная цель которых — занять время. Но у этого есть и позитивная сторона — если когда-то казалось, что сериал действительно может предоставить ответы на серьезные вопросы о бытии, то теперь очевидно, что разбираться в таких делах человечеству следует самостоятельно, не взваливая ответственность ни на кого — ни на искусственный интеллект, ни на дорогостоящие развлекательные экшн-шоу.
Четвертый сезон сериала «Мир Дикого Запада» (Westworld) можно посмотреть на HBO и в «Амедиатеке»