Искусство плетения из конского волоса известно людям с древности. Такие изделия не подвластны времени — конский волос может выдержать и жару, и холод, и отлично сохраняется годами. Однако, как и многие народные промыслы, плетение из конского волоса тоже не выдержало столкновения с прогрессом — постепенно про него стали забывать и вспомнили в Бурятии лишь в 1970-х, начав не просто возрождать мастерство, но и передавать его новым поколениям. «Лента.ру» поговорила с художником пo изгoтoвлeнию гoбeлeнoв из кoнcкoгo вoлoca в Уcть-Opдынcкoм нaциoнaльнoм цeнтpe xyдoжecтвeнныx нapoдныx пpoмыcлoв и народным мастером Иркутской области Екатериной Осиповой об истории, особенностях и практичности изделий из конского волоса.
«Лента.ру»: Давно ли появилось искусство плетения из конских волос?
Екатерина Осипова: Да, задолго до СССР. Но мне кажется, из-за развития в промышленности и появления фабричных изделий постепенно были утрачены многие знания и умения традиционного быта. Искусство плетения гобелена из конского волоса возродилось в 1970-х Тиминой Тамарой Николаевной и Ринчиновой Светланой Петровной. В 1990-1991 годах Светлана Петровна получила патент на изготовление гобелена и пряжи из конского волоса.
Есть фотографии, где сидит девушка, вокруг нее небольшие столбики и натянута нить по периметру, дальше она нитью утка проходила между рядами, соединяя нити основы. Такой станок более транспортабелен. С приходом на территорию русских, получился взаимообмен, появился станок уже горизонтальный. Ткали нитями, созданными из конского волоса, где волос был основой, с добавлением шерсти коровы или козы. Эта нить была более мягкой. В 2021 году я восстановила станок по рисунку Сергея Петровича Балдаева, он сейчас стоит на постоянной выставке в Усть-Ордынском национальном музее, но там нити из чистого конского волоса.
Я начала ткать после знакомства с супругом Ефимом в 2006 году. Он самоучка — учился на медика, но решил заняться творчеством и выбрал гобелен из конского волоса. А я училась в республиканском училище культуры и искусств Улан-Удэ тоже на гобелениста, но мы ткали из пряжи. То есть у меня были основы ткачества, а муж научил меня практической части — обработке конского волоса. Теперь мы вместе воплощаем свои идеи.
Для чего можно использовать конский волос?
Ковры таар вешали на стены, клали под матрасы, потому что конский волос не растягивается от сырости, не сжимается от жары и может долго служить, создавая некую подушку, чтобы циркулировал воздух. Из него плели сети, делали сито, разные веревки, в том числе для обвязки юрты, путы, чтобы лошадь не убежала, подпруги для конской упряжи. Причем из гривы не делали веревок — они тоньше, чем из хвоста. Это практичный материал. Наши предки не делали столько мусора, как мы. Они все использовали — и шерсть, и волосы.
Если химической обработки волоса не будет — волос долговечный. Например, его кладут в английские кожаные диваны. Еще существуют такие пантлы — это что-то наподобие лаптей, которые надевали на кожаную обувь, чтобы защитить ее от грязи.
Есть ли способ понять, какому региону или автору принадлежит гобелен?
У каждого региона или нации есть свои орнаменты и сюжеты. Например, в наших работах можно увидеть шаманов, улигершинов, божеств.
В шаманизме есть священные предметы. А какая функция у конского волоса?
У него сакральное значение — защита от злых духов, им обмахивались для очищения.
Конский волос вешали, чтобы боги спускали благодать, счастье и благополучие. В Казахстане, например, конские хвосты кладут вокруг юрт, чтобы змеи туда не заползали — и они чувствуют запах и не заползают
Еще, если у кого-то маленький ребенок до года, к ним лучше не ходить в гости после захода солнца, потому что в это время к человеку могут прицепиться злые духи, и от них надо отряхивать подол. И юрту от духов защищали еще и обвязкой из конского волоса.
Если волос имеет столько силы, то насколько важен для народа конь?
Это самый надежный и верный друг и опора — он служил отличным транспортным средством, также конь — это производство высокоценных продуктов, таких как конское мясо, арбин, кумыс, кожевенное сырье и волосы.
А как вообще устроена работа с волосом — как его выбрать, как подготовить?
Мы берем хвост уже умерщвленного животного, стираем волосы и распределяем по цветам — коричневый, черный, желтый, например. А потом скручиваем волосы в нить. Чем больше скручивать волос, тем плотнее он будет держаться. Потом этими нитями мы ткем гобелены.
Подкрашивать их тоже можно, просто непонятно, сколько это будет держаться. Если взять белый волос, покрасить, а потом со временем он выцветет, то получится светлое полотно с еле заметными оттенками.
Если случится ошибка — работу можно просто распустить до нужного места и проткать по-другому, как надо.
Вы говорили, что это волосы умерщвленных коней — то есть их специально не стригут?
Стригут, но в меньшей степени. В основном у нас к зиме заготавливают мясо, в том числе и конское — кто себе, кто на продажу.
Раньше был праздник стрижки волос, когда заготавливали волосы для нужд всего поселения или рода
Как происходит подготовка к плетению — рисуется ли заранее эскиз, по которому вы плетете? Можно ли импровизировать и делать без подготовки?
Всегда имеется эскиз, от которого отталкиваюсь, чтобы точно знать какие необходимы цвета и где они расположены. Можно и во время ткачества изменить тот или иной элемент или цвет, также можно добавить элементы декорирования.
Фото: предоставлено Екатериной Осиповой
Что для вас самое интересное в процессе плетения? Как вы его воспринимаете?
Самое главное — это сюжет. Если он тебе нравится, то ткать легче. Если же нет, то много терзаний и сомнений, хотя всегда имеются разные мысли насчет того, какое впечатление произведет мое творение.
Фото: предоставлено Екатериной Осиповой
На некоторых ваших гобеленах изображены женщины без лица — это что-то означает?
Мне так нравится, и они так лучше выглядят. Это мое внутреннее желание — не обозначать черты лиц.
Искусство плетения из конского волоса как-то популяризируют? Есть ли мастер-классы, какие-то школы? Есть ли сотрудничество с регионами, где оно не распространено?
В Усть-Ордынском Национальном центре художественных народных промыслов, где я работаю художником, главная цель — это популизация и продвижение промыслов. Мы проводим мастер-классы, как по госзаданию, так и платные. Ездим по округу и Иркутской области.