30 лет назад, 18 апреля 1993 года, в мужском монастыре Оптина пустынь в Калужской области произошла трагедия, вызвавшая небывалый резонанс в российском обществе. После ночной пасхальной службы туда пришел бывший ветеран афганской войны Николай Аверин, вооруженный 60-сантиметровым клинком с гравировкой «666 Сатана», и совершил массовое убийство. Расправившись с монахами, преступник скрылся, а милиция начала спецоперацию по его поиску. Историю громкого преступления и череду предшествовавших ему событий вспомнила «Лента.ру».
«Когда я подошла, отец Трофим был уже без дыхания, отец Ферапонт лежал окровавленный, виднелись огромные пятна крови. Потом смотрю, еще один батюшка упал, старается приподняться. Мы подбежали, оказалось, это отец Василий. Я спрашиваю: «Батюшка, что, что такое?» А он хочет что-то сказать, но не может. Прямо на дорожке, ведущей в скит, лежал, у ворот» (из воспоминаний паломницы Натальи Поповой, в 13 лет ставшей свидетельницей убийства монахов).
***
Оптина пустынь — один из самых известных российских монастырей с древней историей: согласно одному из преданий, он был основан еще в XIV веке раскаявшимся разбойником Оптой, который поселился в лесной глуши и стал молиться о прощении своих грехов. К XIX веку обитель стала духовным центром страны.
Это было обусловлено появлением там мудрых оптинских старцев, за советами к которым приезжали не только жители ближайших деревень, но и известные российские писатели — Николай Гоголь, Иван Тургенев, Лев Толстой и Федор Достоевский.
После революции монастырь был подвергнут разорению. Храмы были закрыты, насельники — изгнаны, а на территории обители заработала сначала воспитательно-трудовая колония для беспризорников, а затем появились техникум и общежитие. Советская власть вернула Оптину пустынь церкви лишь в 1987 году — и монастырь стал возрождаться из руин.
Первая божественная литургия состоялась там 3 июня 1988 года. Вскоре после открытия обители ее стал посещать Николай Аверин — житель села Волконское, находящегося в 20 километрах от монастыря. Он работал в сельском доме культуры, а за плечами у него был Афганистан — служить туда Николая отправили в 1980 году.
Аверин служил в Афганистане — очень недолго, на срочной службе. Но в спецназе не был и в серьезных боях, скорее всего, не участвовал, по крайней мере, ни разу об этом не обмолвился, поэтому навыка изощренно убивать людей он там приобрести не мог
«Не разговаривай с бесами»
Именно во время службы в Афганистане Аверин впервые стал задумываться о религии, а, вернувшись после службы в родное село Волконское, начал посещать храм. Одновременно его стали мучить страшные сны, бессонница, сильные головные боли — а затем и голоса в голове.
Аверин пришел в Оптину пустынь и обратился к двум священникам. Они сказали, что это бесы — не разговаривай с ними, не общайся. Он ответил: «Какие же это бесы, когда они мне такие хорошие советы дают?» Больше он в Оптину пустынь не заходил. Ему было достаточно
Постепенно голоса стали требовать от Аверина все более жуткие вещи — например, разбить голову о стену или совершить суицид. Один из голосов говорил, что он — бог, и мужчина, чтобы прекратить мучения, решил обратиться за помощью к темной силе. Он стал читать оккультные книги и называть себя воином Сатаны.
В 1990 году Аверин изнасиловал женщину — та написала заявление в милицию, но позже забрала его. Год спустя он надругался над другой жертвой и избил ее. Потерпевшая написала заявление, но Николай не попал на зону: спустя четыре месяца после преступления его признали невменяемым.
У Аверина диагностировали шизофрению и отправили его на принудительное лечение в стационар. В феврале 1992 года мужчину выпустили из психбольницы — он вернулся в родное село, но голоса в его голове никуда не ушли. Николай стал думать о новом преступлении.
Сатанинский меч
Как сатанист Аверин испытывал особенную ненависть к священнослужителям — и в какой-то момент решил устроить кровавую расправу в Оптиной пустыни. Готовясь к преступлению, он достал финский нож, обрез и патроны к нему, а также изготовил самодельный 60-сантиметровый клинок, напоминающий меч.
На каждом оружии преступник выгравировал или выжег надпись «Сатана 666», а также нанес это число на обратную сторону своей одежды.
Кадр: телепередача «Приговорённые пожизненно»
Своих намерений Аверин особо не скрывал — но его слова никто не воспринимал всерьез. Незадолго до Пасхи он пришел к механизаторам в колхоз для того, чтобы заточить самодельный меч.
«Николай, на кого зуб точишь? На будущую тещу?» — подшутил кто-то. «Нет, я хочу подрезать монахов», — ответил он
Знакомые Аверина вспоминали, что весной 1993 года он показывал им все тот же клинок и говорил, что прославится на весь мир. Николай также не раз приходил в Оптину пустынь, гулял возле звонницы, изучал распорядок дня иноков и осматривал ворота — так он продумывал пути бегства после убийства. Для того чтобы походить на обычного паломника, сатанист отрастил бороду.
В ходе своих визитов в монастырь Аверин обратил внимание, что трудники — миряне, которые жили на территории монастыря долгое время и помогали насельникам по хозяйству, — ходили по Оптиной пустыни в черных флотских шинелях, которые кто-то пожертвовал монастырю
Чтобы не вызывать подозрений и выглядеть своим, Аверин похитил такую шинель у трижды судимого бездомного Александра Карташова, работавшего в монастырской кочегарке. Вместе с одеждой вору достались трудовая книжка и паспорт кочегара — Николай решил использовать эти документы, чтобы выставить Карташова убийцей.
«Его заставляли голоса»
15 апреля, в Чистый четверг, Николай Аверин пришел в Оптину пустынь с обрезом охотничьего ружья. Но в тот момент на территории монастыря было много детей — и сатанист не решился на преступление. Он вернулся туда в ночь на Пасху, 18 апреля, взяв с собой, кроме обреза, меч и нож.
Притаившись за грудой кирпичей и строительного мусора, Аверин стал ждать появления монахов — но тут начался Крестный ход, и преступнику пришлось ждать его завершения.
Его голоса заставляли — он говорил, что не хотел убивать. Когда шел Крестный ход, он думал стрелять в священников — но не хотел, чтобы пострадали паломники
Находясь долгое время без движения, Аверин стал замерзать — и уже подумывал отказаться от своих планов.
Но голоса в голове по-прежнему отдавали ему страшные приказы, а спорить с ними он не мог. Между тем примерно в 5:10 утра 18 апреля праздничное богослужение завершилось — автобусы стали развозить паломников по гостиницам. Милиционеры, охранявшие монастырь во время Крестного хода и службы, разъехались по домам. Некоторые прихожане и монахи направились в трапезную, и двор опустел. Когда почти все монахи обители отправились по кельям, инок Трофим (в миру Леонид Татарников) отправился в храм.
Там он встретил инока Ферапонта (в миру Владимир Пушкарев) и позвал его с собой на звонницу — колокольный звон должен был сообщить жителям соседних сел о наступившей Пасхе. Не спал и отец Василий (в миру Игорь Росляков): он должен был идти в Иоанно-Предтеченский скит в 300 метрах от монастыря и исповедовать там прихожан перед причастием. Услышав звон колоколов, Николай Аверин встрепенулся. Взяв в руки меч, он стал подкрадываться к звоннице, которая в то время представляла собой обычный деревянный настил с несколькими колоколами над ним. Двое иноков стояли друг к другу спиной и звонили в колокола, не замечая убийцу.
«Это было страшное зрелище»
Аверин осторожно взобрался на помост и резко ударил мечом в спину сначала Ферапонта, а затем — Трофима. После смертельного удара последний нашел в себе силы подтянуться на веревках и ударить в набат. Тогда убийца надвинул клобуки (головные уборы) на лица жертв и помчался к ограде.
Идущий к скиту иеромонах Василий услышал, что колокольный звон внезапно оборвался, и заметил, что навстречу быстро идет незнакомый человек в шинели. Решив, что это кто-то из монастырских трудников, священник спросил его: «Брат, что случилось?» Аверин ничего не ответил, а когда священник отвернулся, вонзил меч с гравировкой «Сатана 666» ему в спину, пронзив легкое, почку и повредив сердечную артерию. Надвинув клобук на лицо третьей жертве, сатанист повесил шинель с чужими документами на ограду возле фундамента церкви Владимирской иконы Божией матери.
Затем по строительным материалам он перебрался через монастырскую стену и убежал в лес. В это время три паломницы несли молоко с хозяйственного двора. Услышав набат после резко оборвавшегося колокольного звона, они поспешили к звоннице.
Издалека они увидели бегущего к ограде трудника и подумали, что монахам стало плохо, а мужчина бежит в медпункт.
Подойдя к звоннице, женщины поняли, что стали свидетелями преступления — весь настил был в крови иноков.
Отец Ферапонт лежал на звоннице, сразу было видно, что он уже мертв. Над ним сидел отец Никон и рыдал, как мать над сыном. Это было страшное зрелище
В шесть утра в Иоанно-Предтеченском скиту началась литургия. Священнослужители удивились, что отец Василий, который обычно никогда не опаздывал, задерживается и не начинает исповедь.
Вдруг в алтарь даже не вошел, а как-то вполз по стенке послушник Евгений и сказал: «Батюшка, помяните новопреставленных иноков Трофима и Ферапонта. И помолитесь о здравии иеромонаха Василия. Он тяжело ранен»
«Мы изъяли самодельный клинок»
Сообщение о тройном убийстве в Оптиной пустыни поступило в милицию Козельска в 6:25 утра. Иноки, на которых напали на звоннице, скончались почти сразу, а иеромонах Василий умер спустя час по пути в больницу.
Для раскрытия этого тяжкого преступления прокурором области была создана следственно-оперативная группа, которую я возглавил. Был отработан ряд версий. Изъяты вещественные доказательства, в том числе самодельный клинок со следами крови
По характеру ран монахов следователи быстро поняли, что именно этот клинок стал орудием убийства — его отправили в Москву на экспертизу. Также на месте преступления нашли финку и шинель. По надписи «Сатана 666» на одежде и холодном оружии следователи предположили, что преступление могло носить ритуальный характер.
Первым подозреваемым (как и надеялся убийца) стал монастырский кочегар Александр Карташов, трудовая книжка и паспорт которого лежали в шинели. Его задержали — но вскоре выяснилось, что у мужчины есть алиби.
Карташов также сообщил милиционерам, что незадолго до Пасхи его шинель кто-то украл. А затем в милицию поступило сообщение от лесничего, живущего недалеко от деревни Орлинка. Он рассказал, что в его дом вломился неизвестный с обрезом и, выстрелив в пол, потребовал еду и одежду. Получив их, незнакомец убежал в чащу — лесничий помог милиционерам составить его фоторобот. Одна из женщин, которая в тот момент находилась в отделе, опознала по фотороботу Николая Аверина из села Волконское. Оперативники немедленно выехали к его родителям: те сообщили, что их сын уехал в Оптину пустынь в ночь на Пасху, но домой так и не вернулся.
По кровавым следам
В Москве эксперты сначала не нашли отпечатки пальцев на клинке с места преступления — убийца догадался протереть оружие. При этом ручка клинка была обмотана изолентой. Размотав ее, на третьем слое криминалистам удалось найти единственный четкий след.
Они пробили его по базе и выяснили, что отпечаток принадлежит Николаю Аверину, которого в 1991 году задерживали за изнасилование. Милиция установила наблюдение за домом, в котором жил Николай, а также за квартирами его родственников. Одновременно поиски преступника шли в лесу.
Тем временем Аверин, пройдя по лесу более 75 километров, добрался до окрестностей города Суворова в Тульской области. Там он обокрал дачу, стащив несколько зеркал, продал их и купил себе еды. Не понимая, что делать дальше, убийца доехал на автобусе до Калуги, а затем решил вернуться в Козельск к своей тете.
Там его и задержали правоохранители, следившие за домом, — это случилось спустя шесть дней после расправы в монастыре. Аверин на первом же допросе признал свою вину и раскрыл мотив.
У меня было такое осознание, что если я их не убью, то проиграю войну между Богом и Сатаной. Я себя относил к дьяволу. У меня раскаяния нету. Мне просто жаль этих ребят. Я хотел достать Бога через монахов
Задержанный пояснил, что у него не было корыстных целей или личных мотивов — и ему было неважно, кого именно из монахов убивать. Медкомиссия признала Аверина невменяемым: его освободили от уголовного наказания и отправили на принудительное лечение под строгим надзором.
Очень темные дела
Дело о массовом убийстве в Оптиной пустыни закрыли из-за невменяемости Аверина — но нашлось немало тех, кто был этим очень недоволен. Они указывали на то, что в истории этого преступления есть несколько очень странных моментов. Во-первых, жители села Волконское отмечали — незадолго до расправы у сатаниста внезапно появились деньги.
Аверин раздавал их местным пьяницам, ничего не требуя взамен
При этом преступник так и не раскрыл следователям, где он взял оккультную и сатанинскую литературу, найденную у него дома. Обращали на себя внимание и слова некоторых свидетелей: они заявляли, что за убийствами в монастыре наблюдали неизвестные мужчины, которые затем ушли.
А эксперты удивились тому, как искусно Аверин обращался с мечом, хотя таких навыков у него не должно было быть.
Ножевые тычки исполнены с необычайным профессионализмом. Удары нанесены в места, которые в Афганистане были защищены бронежилетом, а если учесть, что нашим штурмовым батальонам практически не приходилось пользоваться штык-ножом, то получается, что научиться подобному искусству душевнобольному было практически негде
Наконец, в 1994 году, за два дня до Пасхи, в Оптиной пустыни было совершено еще одно, причем очень странное убийство. Его жертвой стал молодой паломник Георгий Ефимчук, который собирался стать монахом, — неизвестные воткнули ему в сердце огромную иглу недалеко от Амвросиевского колодца и выкачали кровь.
В обители предполагали, что это могли сделать сатанисты, которым кровь была нужна для проведения одного из ритуалов.
Какой-то мужчина стал делать Юре искусственное дыхание и массаж сердца, не зная, что в него воткнута 12-сантиметровая игла от шприца и каждый нажим еще раз пронзает сердце Юры. Только когда задрали рубашку, увидели черную точку и в ней широкую часть иглы. Крови не было. Достали иглу и удивились ее размерам
А незадолго до загадочного убийства Ефимчука в лесу рядом с обителью видели неизвестных людей в белых одеяниях, проводящих возле костра «непонятные колдовские действия». Из-за всех этих моментов в православной среде стала распространяться версия о том, что Николай Аверин был лишь исполнителем преступления.
На самом же деле за преступником могла стоять секта сатанистов, которая давала ему деньги, поставляла антирелигиозную литературу и склоняла к убийствам. Впрочем, официального подтверждения она так и не получила.
***
О массовом убийстве в Оптиной пустыни написали все ведущие российские СМИ — на похороны монахов съехались тысячи верующих со всей страны. На месте их захоронения воздвигли часовню, куда часто приезжают паломники. А в конце 2022 года епископ Можайский Иосиф (Королев) сообщил о том, что в обители собирают документы для канонизации монахов.
Сегодня их убийце 62 года. Николай Аверин до сих пор находится на лечении в психиатрической больнице — но раскаялся ли он в страшном преступлении, совершенном 30 лет назад, остается неизвестным.