В Лос-Анджелесе минувшей ночью прошла 96-я церемония вручения премии «Оскар», которую провел уже ставший на этой должности ветераном комик и телеведущий Джимми Киммел. О неудачниках и триумфаторах главного киновечера в индустрии рассказывает «Лента.ру».
Лучшим фильмом стал «Оппенгеймер», а лучшим режиссером — Нолан
Безоговорочным победителем премии 2023 года стал «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, собравший семь наград при 13 номинациях, включая три главных — «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший актер».
Нолан, который за свою богатую кинокарьеру получил в общей сложности 28 номинаций на «Оскар», впервые уехал домой со статуэткой за режиссуру. Впервые награду получил и Киллиан Мерфи, сыгравший в «Оппенгеймере» заглавную роль — к слову, первую ведущую за продолжительное, в целых 18 лет, сотрудничество с Ноланом. Ради изображения создателя атомной бомбы Мерфи совершил настоящий физический подвиг: буквально истаял, чтобы обрести свойственную Роберту Оппенгеймеру худобу.
Еще одну определенно заслуженную победу на главном киновечере отпраздновала звезда фильмов Marvel Роберт Дауни-младший, взявший свою первую статуэтку за лучшую мужскую роль второго плана. В «Оппенгеймере» он сыграл покровителя ученого Льюиса Штраусса, что стало первой большой ролью Дауни-младшего после расставания со «Мстителями», и актер доказал, что ничуть не растерял навыка, пока играл Тони Старка.
«Оппенгеймер» действительно стал настоящим событием в мире кинематографа. Это очень интимный, безусловно авторский и одновременно грандиозный, а также самый страшный киноаттракцион последних лет, который доказал, что зрителя можно привлечь в кинозал трехчасовой разговорной картиной.
Помимо главных категорий, фильм получил «Оскар» за операторскую работу, монтаж и музыку
Скорсезе и Купер остались без наград
Мартин Скорсезе с «Убийцами цветочной луны» и Брэдли Купер со своим вторым в истории опытом режиссуры «Маэстро» оказались самыми обделенными номинантами премии — оба их фильма не получили ни одной награды. Что, безусловно, можно считать огромным упущением кинопремии: «Маэстро» стал прямым доказательством того, что Купер находится в наилучшей творческой форме за все время своей карьеры. Его Леонард Бернстайн — настоящее торжество витальности и мастер-класс перевоплощения.
Долгий и тяжелый фильм Скорсезе едва ли мог считаться серьезным конкурентом «Оппенгеймеру» в главных номинациях
Но сыгравшая в «Убийцах цветочной луны» Лили Гладстоун стала, несомненно, большим открытием киносезона. Ее Молли из племени осейджей в картине, которая принадлежит мужчинам, демонстрирует удивительную особенность даже молча подчинять себе кадр, а также отвечает в фильме за душу и трагизм, и хоть экранного времени у актрисы было не так много, каждое ее появление крало шоу у исполнителя главной роли Леонардо Ди Каприо.
Впрочем, завоевавшая награду за лучшую женскую роль второго плана Давайн Джой Рэндольф с фильмом «Оставленные» Александра Пэйна — самый очевидный выбор киноакадемии в этой номинации. Талант актрисы уже оценили премиями гильдий и «Золотым глобусом», и «Оскар» при таком раскладе — букмекерам на заметку — был ей практически гарантирован.
Режиссера «Зоны интересов» раскритиковали в интернете за речь об оккупации Газы
Ни одна церемония вручения «Оскара» не обходится без моментов в выступлениях на сцене, которые провоцируют бурление комментаторов в интернете (или нервов Уилла Смита), и в этот раз таким моментом стала речь Джонатана Глейзера, выигравшего статуэтку в категории «Лучший иностранный фильм» за свою холокост-драму «Зона интересов».
Глейзер поблагодарил за сотрудничество музей бывшего концлагеря Аушвиц и тут же раскритиковал политику Израиля в Газе, сказав: «Мы против того, чтобы наше еврейство и Холокост использовались для оправдания оккупации»
Британский режиссер добавил, что считает невинными и жертв нападений ХАМАС 7 октября, и людей, гибнущих от бомбардировок Газы, — но было уже поздно: не вникнув в слова Глейзера, пользователи сети бросились вырывать его слова из контекста и обвинять постановщика в антисемитизме и отказе от еврейских корней. Тот факт, что свой «Оскар» он выиграл за фильм, переводящий ужасы Холокоста на почти тактильный уровень бытового хоррора, тоже был проигнорирован.
Фото: Mario Anzuoni / Reuters
Хаяо Миядзаки и Уэс Андерсон не приехали получать свои «Оскары»
Двадцать лет назад великий японский мультипликатор Хаяо Миядзаки выиграл свой первый «Оскар» за фильм «Унесенные призраками», но отказался приезжать на церемонию из-за несогласия с войной, развязанной США в Ираке. Теперь режиссер удостоился еще одной статуэтки: его новая картина «Мальчик и птица» была признана лучшим полнометражным мультфильмом года. Но самого Миядзаки в Лос-Анджелесе вновь не оказалось, и остается только догадываться, что именно вызвало возмущение убежденного пацифиста на этот раз. Но, строго говоря, поводов хватает.
Не менее заметным стало и отсутствие Уэса Андерсона
Один из самых ярких режиссеров своего поколения был номинирован на «Оскар» в восьмой раз и впервые победил: его «Чудесная история Генри Шугара» была признана лучшим игровым короткометражным фильмом. Андерсон, впрочем, на церемонию не приехал, и его тоже можно понять: кроме четырех коротких метров по рассказам Роальда Даля, он в 2023-м снял также полнометражный «Город астероидов», но один из самых изобретательных фильмов года Киноакадемия полностью проигнорировала. Кто угодно бы обиделся!
Фото: Richard Harbaugh / A.M.P.A.S. / Getty Images
«Барби» завоевала единственную периферийную награду
В разросшемся до масштабов маленькой интернет-войны меме «Барбигеймер» сегодняшней ночью была поставлена очевидная точка: фильм Греты Гервиг о самой известной кукле планеты завоевал одну-единственную награду, да и то совершенно периферийную — «Барби» получила лишь статуэтку за «Лучшую песню», композицию What Was I Made For? Соответственно, без «Оскара» остался и номинированный на лучшую мужскую роль второго плана Райан Гослинг, хотя его Кен — пожалуй, лучшее, что есть в комсомольской по духу и чувству юмора ленте Гервиг. Что ж, хотя бы выступление актера под I’m just Ken на премии стало, безусловно, одним из самых запоминающихся моментов этого в остальном весьма предсказуемого мероприятия.