По решению местных властей младшеклассники будут получать образование прямо в тундре, пока будут кочевать. В роли педагогов выступят сами родители — пока одни члены объединяющей несколько семей кочевой бригады пасут оленей, добывают пищу и в целом занимаются бытом, свободные от работы кочевники научат детей основам чтения, письма и счета.
Подобная система обучения вводится в ограниченном формате — для нескольких семей из села Амгуэма в Иультинском районе Чукотки. В «чумовом» формате будут обучаться лишь три-четыре ребенка, однако этой системой уже заинтересовались жители других национальных населенных пунктов региона.
Чиновники сообщают, что если система приживется и покажет себя с положительной стороны, то к преподаванию в чумах подключат уже профессиональных учителей. Власти надеются, что так в регионе решат проблему с недовольством кочевников-родителей существующей системой и вытекающим из нее нежеланием отдавать детей в школы.
До появления формата «чумового» образования в арктических регионах России существовали две другие программы — детей отправляли либо в интернат, либо в школу на перевалочной базе, так называемой фактории. При этом кочевники заявляли, что между этими двумя форматами нет принципиальной разницы, школы на перевалбазах представляют собой те же самые интернаты, но «уменьшенного» формата.
Одновременно с этим представители коренных малых народов сомневались, что обучение в школах-времянках на факториях будет организовано на достойном уровне. «Сложно себе представить, что где-то на перевалбазе, пускай даже очень хорошей, обустроенной, дети будут заниматься программами допобразования», — выразил мнение кочевников замначальника департамента образования и науки региона Игорь Пуртов.
Другой, не менее важной причиной, по которой оленеводы не хотят отдавать детей в интернат или на перевалочную базу, является стресс младшеклассников. С наступлением осени и вплоть до весны юных оленеводов забирают в интернаты. В итоге школьникам приходится долго привыкать к новым условиям, а в конечном итоге — наоборот — привыкать к кочевой жизни.
Как только школьный вертолет увижу в небе, уже тяжело. Когда ребятишек в первый раз в интернат отправляешь, они плачут, жмутся ко мне. Я им говорю, там хорошо, яблочки, конфетки вам будут давать, а у самой едва слезы не текут
Одним из противников кочевых школ является профессор Уральского отделения РАН Борис Павлов, подробно изучавший условия социальной и экономической жизни народов Арктики.
Павлов уверен, что любое образование, которое получит юный кочевник вне стен интерната, будет неполноценным. «Какое образование в условиях тундры? — заявлял эксперт. — К каждому чуму педагога не приставишь. Нужно, чтобы дети кочевников видели в своей жизни что-то кроме хвоста оленя».
К факторам, которые, как считается, не позволят полноценно реализовать «чумовое» обучение, относятся и условия жизни кочевников — долгая полярная ночь, в которую трудно осветить жилище, низкая температура даже внутри чума, а также сам распорядок жизни обитателей тундры — у них может быть слишком много работы, в которой приходится участвовать и детям, что мешает процессу образования.
В 2023 году президент России Владимир Путин подписал закон о создании особых условий для обучения детей кочевников. Документ предусматривал поправки к существующему закону об образовании и давал жителям Арктики право учиться без отрыва от традиционного уклада.
Среди прочего закон смягчал требования к организации учебного процесса — согласно документу, от школ для кочевников даже не требовалось наличие зданий (например, спортзалов).
Кроме того, педагоги в кочевых школах уравнивались в правах с учителями обычных образовательных учреждений — получали те же выплаты и льготы.
Уже в первые годы после становления власти большевиков — в 1924 году — в СССР был сформирован Комитет народов Севера, среди целей которого было просвещение народов Арктики. Еще через шесть лет в стране было принято постановление о всеобщем обязательном начальном обучении. Однако жившие на Севере народы, как указывают авторы книги «Школа на Крайнем Севере», относились к образованию на русском языке (как и ко всему, что шло к ним из Москвы) с недоверием, а иногда и с враждебностью.
Уже тогда родители отказывались отдавать детей в интернаты, а если и отдавали в школы, то обучение постоянно прерывалось.
Во время праздника медведя, дней 10-12, дети совсем не посещают школы, а после праздника — очень неаккуратно (...) Четыре дня ребята с шумом и гиканьем бегали по стойбищу
Кроме того, родители пугали детей русскими учителями и рассказывали им, что все написанное на бумаге сразу же узнает злой дух.
И даже после того как предубеждения ушли в прошлое и безграмотность (по официальным данным) была почти побеждена, у советских властей по-прежнему возникали проблемы с тем, чтобы включать детей кочевников в систему образования. Поэтому даже и в конце семидесятых пропаганде приходилось прибегать к плакатам, адресованным жителям Арктики, с лозунгами вроде «Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре».
Согласно статье 66 Федерального закона об образовании, обязательными к получению граждан являются начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.
В свою очередь, государство обязано создавать условия для получения образования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока в местах их проживания.