Екатерина Деготь
Что такое современное искусство и кто идет ему на смену? В Москве 4 апреля стали известны имена лауреатов премии "Инновация", которую присуждают за лучшие произведения современного визуального искусства. Что такое это "современное искусство"? Кто самые актуальные художники сейчас? Кто и что идет им на смену? Каково состояние российской художественной жизни? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответила Екатерина Юрьевна Деготь, арт-критик, куратор, шеф-редактор раздела искусства портала OpenSpace.ru.Уважаемая Екатерина!Не кажется ли Вам,что основная проблема современного искусства в России - это прежде всего крайне малое количество галерей даже в Москве?
Что уж говорить про всю страну!Все современное искусство в нашей стране состредоточено на крохотном пространстве.Такой уютный провиницальный московский междусобойчик который ни на что не влияет. Нет прочной выстроенной системы для всей России.А есть местечковость столичного разлива...Что-то будет меняться?
Галереи – это частный бизнес по продаже искусства, что искусству не всегда на пользу. Вы, вероятно, имеете в виду выставочные центры современного искусства, систему образовательных учреждений, фестивалей, лекций и тому подобное. ГЦСИ (Государственный центр современного искусства - Лента.ру) как раз их создал в разных городах (Калининград, Нижний Новгород и другие), но, на самом деле, огромную роль играет инициатива снизу, и региональным городам самими стоило бы делать подобные проекты, что отнюдь не является невозможным.
На каком основании Вы считаете, что в России есть современное искусство? Я живу в "культурной столице России" у нас нет ни одного музея современного исуксства. Где жители Санкт-Питербурга могут ознакомится с этим явлением, если оно есть?
Для того, чтобы познакомиться с современным искусством, музей не обязателен, достаточно выставок в галереях, выставочных залах и так далее, не говоря уже о мастерских художников. В Петербурге таких мест десятки. Это выставки в Мраморном дворце, в Институте Проарте, включая сентябрьский фестиваль "Современное искусство в традиционном музее", в открытой студии Непокоренных, в лофте-проекте "Этажи" на Лиговском, в галереях и так далее. У нас на сайте opеnspace.ru был материал "Где искать современное искусство в Петербурге", и все это есть даже в питерской "Афише". Не надо выдумывать проблему там, где ее нет.
Здравствуйте, Екатерина!
Недавно я побывал в Музее современного искусства в Сан-Франциско (друзья посоветовали: мол это гораздо веселее, чем аналогичные московские музеи). Посмотрел несколько выставок -- отчего-то стало невыносимо скучно. Почему-то по-настоящему интересные вещи я вижу только в мастерских своих друзей -- до музейных площадей они не доходят. Там -- место знаменитым или максимально претенциозным. И ведь понятно, что есть хорошее современное искусство, но так мало его -- хорошего -- видно. Вот, в Москве, например, есть круг актуальных художников -- Олег Кулик, Синие носы, АЕС+Ф, Виноградов и Дубоссарский, Мамышев-Монро и т.д. А хороших новых мастеров практически не выставляют. Мне приятель недавно говорил: "Синие носы -- это, конечно, круто, но было бы смешно, если бы это было вершиной современного искусства". Вы не знаете, почему сложилась такая ситуация? Можно ли ее хоть как-то изменить -- хотя бы в Москве?
Такой проблемы также нет. В Москве, по крайней мере, проходит масса выставок молодых художников. В прошлом году состоялась даже целая огромная Биеннале молодого искусства, на которую можно было подавать заявки. Есть программа "Старт" на "Винзаводе" и так далее – выставиться для молодого художника вообще не проблема. Я думаю, вы или ориентируетесь на какие-то не те площадки (а для этого читайте прессу), или просто привыкли считать, что "все плохо". Другое дело, что качество мысли молодых художников нас может не устраивать – но это решается только развитием образования в области современного искусства, а вот с этим у нас действительно очень и очень скверно.
Добрый день!
Почему на Ваш взгляд галереи,которые открываются на деньги,привлечённые из других сфер бизнеса,и принадлежащие жёнам или подругам банкиров,финансистов,топ-менеджеров,практически все занимаются "актуальным искусством",т.н.contemporary art.(Д.Жукова-лишь один из множества примеров).Обычные же коммерческие галереи продолжают заниматься традиционным станковым искусством,т.н. fine art ?
Где,в каких сегментах рынка сейчас сходятся воедино знания об искусстве и финансовые возможности (помятуя тезисы Я.Тугендхольда)?
И в связи с этим; какие вложения,по Вашему мнению,в долгосрочной перспективе окажутся более надёжными и выгодными - те,что сделаны в "околоолигархических"галереях и выраженные в покупке инсталляций,объектов,фото-принтов и пр.,или покупки сделанные в обычных коммерческих галереях и на аукционах,но в виде живописи,графики,скульптуры,т.е.более традиционных видов изобразительного искусства?
У вас неправильная терминология. У Даши Жуковой вообще не галерея, не коммерческое учреждение, это очень важное различение. Кроме того, дело не обстоит так, что есть актуальное искусство, а есть параллельно какое-то традиционное. Традиционное осталось в прошлом, те, кто сегодня им занимаются, занимаются своего рода промыслом. Существуют же еще палехские шкатулки и хохлома – так вот "современное традиционное искусство", как вы выражаетесь, в том же статусе. Вопрос об инвестициях – это вопрос о том, что войдет в историю искусства, а что нет; судите об этом сами, я не даю бесплатных советов по инвестициям.
Здравствуйте. А есть ли вообще современное ИСКУССТВО?
Являются ли искусством эти многочисленные концептуальные поделки?
И не является ли "концептуальность" уходом от сложности и проявлением лени и скудоумия? Ведь намного проще взять несколько готовых предметов (неважно, что: спичечные коробки, радиоприемники, унитазы...), расположить их определенным образом в пространстве и начать вокруг них пляски с бубном, объясняя, что все это значит с точки зрения очередной "концепции художника", чем кропотливо делать что-то на самом деле серьезное?
Есть.
Являются (некоторые).
Не является. И если вы думаете что расположить предметы и таким образом добиться успеха очень просто, вы ошибаетесь (советую попробовать и принести свои работы в галерею или музей – посмотрите, как они отреагируют). А если вы думаете, что написать, допустим, пейзаж или портрет - это дело по определению "серьезное", вы ошибаетесь также. Я думаю, у вас уставшее представление об искусстве, которое относится примерно к 19 веку.
Добрый день, Екатерина!
Последнее время, видя очередное "современное искусство" возникает рвотный рефлекс. Я понимаю, что искусство субъективно, но всему же есть предел. Посмотришь на какую-нибудь инсталляцию и думаешь, почему дремлет карательная психиатрия.
Теперь вопрос: не кажется ли Вам, что пора как-то отделить искусство от свободы самовыражения? А то я, как налогоплательщик оплативший сей "хэппининг", крайне негодую когда вижу в музеях и на выставках всякую ерунду.
PS Как-то слышал, как один "художник" закатал свой кал в консервные баночки. Вы считаете это Искусством?
Вообще современное искусство, как и фундаментальная наука, – область сложная, требующая образования, и я бы не советовала судить о нем тем, у кого даже с русским языком есть определенные проблемы. Кроме того, то, что выставлено в галереях (и, допустим, на премии Кандинского), вы как налогоплательщик не оплачиваете, так как это частные предприятия. Галерея – это вообще частный магазин, и предназначена она, строго говоря, только для тех, кто хочет там что-то купить.
Касательно последнего вопроса: да, работа Пьеро Мандзони "Дерьмо художника" хранится в художественном музее и, следовательно, является искусством, но не Искусством, так как это слово – не похвала, а просто констатация того, к какому типу вещей эта вещь относится (к произведениям искусства, а не к консервам или не к сувенирам, например). "Дерьмо художника" является произведением искусства, а не дерьмом художника, поскольку в него вложены значительные интеллектуальные силы самого автора и тех сотен искусствоведов и философов, которые об этом писали и пишут. Не читав этого, понять это произведение (как и вообще современное искусство) невозможно.
Уважаемая Екатерина Юрьевна! Согласны ли Вы с мнением Александра Бенуа который в своей статье "художественные ереси" еще 1906 году говорил о том что философия индивидуализма в исскусстве не способна родить ничего кроме поголовной серости? И не кажется ли Вам что многие столетия, в искусстве человечество накапливало опыт и знания не для того чтобы потом за искусство выдавли кал закатанный в баночки, черные квадраты (шедевр для маляров) и прочую дребедень, за которой нет ничего кроме желания "быть не таким как все"?
Нет не согласна и не кажется. Смотрите ответ на предыдущий вопрос.
Екатерина, а Вы не находите странным понятие "актуальности" в искусстве?
Т.е. к примеру сейчас модно рисовать абстрактные шарики, через год будет модно рисовать кубики. Актуальным стало другое. Но причем здесь собственни искусство?
Актуальное – не значит модное, это значит реагирующее на современные проблемы, общественные, политические и эстетические. Форма и стиль не имеют к этому никакого отношения, что хорошо видно на примере столь широко распространенных сегодня фотографии и видео, где вообще трудно "рисовать абстрактные шарики", как вы выражаетесь.
Здраствуйте, уважаемая Екатерина!
Не могли бы Вы расскрыть немного секрет оценки современного искусства. По каким критериям критики умозаключают о выдающемся потециале представленных "шедевров" и их позиционирование как произведение современного искусства, по каким критериям оценивается новизна и необычность. ведь так или иначе зачастую идет лишь копирование стиля. Расскажите о месте современного российского искусства в мировом современном искусстве, возможно какие-то направления
Критерии такие: убедительность формы и глубина содержания, которое должно задевать и трогать интеллектуально или эмоционально. Если говорить совсем кратко, то произведение является хорошим, если оно тревожит и беспокоит (а не убаюкивает красотой и гармонией, например). Это все, разумеется, очень субъективно и иначе быть просто не может. Объективный критерий – это только цена или количество посетителей выставок, а следование ему приводит либо к коммерциализации искусства, либо к растворению его в массовой культуре. Поэтому для современного искусства так важен консенсус экспертного сообщества, который порой достигается только с годами.
На второй вопрос: современное российское искусство сейчас занимает в мировом процессе ничтожное место, что связано с почти полным отсутствием институций, которые помогали бы художнику, стимулировали творчество и приближали его к зрителю. Художники бьются в одиночку.
Не кажется ли вам, что проблемы современного искусства и отношение человека к жизни есть два поставленных напротив друг друга зеркала. И кризис искусства во многом в том, что нет творцов, есть только "отражатели". Новые имена просто поют старые шлягеры непрофессиональными голосами и всё. А художник - это прежде всего строитель мира - собственного мировоззрения, своего дома, среды обитания, картин, пьес, музыкальных произведений, в котором его душа стремиться должна к высшей гармонии, к равновесию природы, к ясности и совершенству.
Я думаю на современное искусство огромную негативную роль оказывают именно кураторы - люди, встающие между художником и зрителем и объясняющие, что многозначительная размазня - есть поиски собственной сути. Непрофессионализм и амбициозность кураторов-продавцов искусства " втюхивает" неискушённому зрителю заведомо плохой "продукт" от которого у людей начинается "духовное несварение сознание" и мир искажается в сторону негатива.
Не кажется ли вам, что искусствоведы, организаторы, продавцы искусства во всех его формах должны стремиться не только к наживе, но и к Богу, к совершенству сами, прежде всего....
Бога нет. Вот все, что я хотела бы сказать в ответ на этот вопрос.
Здравствуйте!
У меня к Вам несколько простых вопросов, но именно по сути: что Вы, со всей ответственностью работника культуры, несущего прекрассное в массы, можете назвать искусством? Например, должен ли художник, претендующий на интерес к своему творчеству со стороны публики, критиков и галерей, мастерски владеть ремеслом, другими словами уметь рисовать, пройти серьезную школу с уважаемыми Учителями? И что, собственно, такое - современное или актуальное искусство? Есть ли конкретные критерии, по которым объективно оное определяется? И последний вопрос об отвественности - помимо комерческой составляющей, размышляете ли Вы о моральной, духовной, просветительской роли искусства, планируя очередной арт-проект, или это сейчас "не модно"?
спасибо
Искусство больше не связано с идеей прекрасного. Для этого в современном мире существует дизайн. Искусство сегодня – это форма размышления о мире. В нем безусловно преобладает содержание, хотя для того, чтобы оно было воспринято, нужна ясная форма. Форма эта не обязательно должна включать в себя рисование от руки (это может быть фотография, видео, вышивка, письменный текст – что угодно), поэтому рисовать художнику не обязательно, хотя что-то уметь делать руками он должен. Даже для того, чтобы сделать ассамбляж (составить несколько предметов вместе), нужно эстетическое чувство и пластическое умение. И школа очень желательна, но прежде всего для того, чтобы научиться понимать смыслы современного мира и современного искусства, научиться говорить о них. Критерий успеха художника – это (помимо таланта, который никто не отменял) его сознательность. Он должен понимать, что делает и уметь это объяснить. Этим он радикально отличается от художника прошлого, которому полагалось "мычать от восторга" и молчать. Эти критерии субъективны, как я уже говорила, и их определяет профессиональное сообщество в целом.
На последний вопрос: да, безусловно.
Осталось ли что-то, кроме пост-модернизма?
Термин постмодернизм устарел и не употребляется. Но мы, безусловно, все еще живем в эпоху "после модернизма" (как люди в 18 и 19 веке жили "после античности" и изучали в школе латынь и греческий).
Зачем нам такое искусство? сравните как критик современную мазню с творчеством Васнецова, Шишкина, Айвазовского.
Ну если не умеют люди так рисовать, то зачем рисовать просто разноцветные ляпы?
Васнецов и Айвазовский рисовали очень плохо, это я говорю вам как профессиональный искусствовед и эксперт по искусству 19 века. И уже тогда люди говорили: сравните современную мазню с творчеством Тициана.
Добрый день, Катерина!
Что Вы посоветуете молодому человеку, который хотел бы связать свою жизнь с современным искусством (куратор выставок, критика, обзоры). Где лучше учиться ( Москва? Европа?)? Какое базовое образование получить? Где лучше начинать работу, чтобы получить реальный опыт и знания.
Спасибо!
Если я правильно поняла, вы имеете в виду профессию куратора, а не художника. Тут все зависит от того, где вы хотите работать. Если за границей и если вы очень молоды (до 25 лет), то там и учитесь. Поступите на cultural studies или curatorial studies (реже, но бывает) где-нибудь в Европе, на третьем-четвертом курсе начните реализовывать студенческие проекты, потом более серьезные, и там и оставайтесь, работайте по контрактам, ищите постоянное место в небольшом нон-профитном арт-центре, это реально.
Если вам больше 25 лет или вы не хотите уезжать, вы можете получить практически любое хорошее гуманитарное образование в России (искусствоведение, социология, филология в МГУ и тому подобное), потому что современному искусству все равно придется доучиваться самостоятельно. Еще в студенческие годы становитесь волонтером на производстве больших выставок (но только некоммерческих – лучше не надо идти работать в коммерческие галереи) где-нибудь в ГЦСИ, на "Винзаводе", в Пермском музее у Гельмана, таких мест много. И продолжайте обязательно читать современную политическую и социальную теорию, в том числе обязательно по-английски, это необходимо. Так станете начинающим куратором, а потом поедете на кураторские постдипломные курсы за границу (Амстердам и тому подобное).
Если вы хотите стать критиком, получите хорошее образование по истории искусства в России, но путь у вас будет один – журналистом в газету, что имеет свои плюсы и минусы. Профессия куратора гораздо более перспективная.
Здравствуйте, Екатерина!
Почему выставка "Осторожно, религия" имеет право на существование, а например, работы Беляева-Гинтовта - нет?
P.S. Я не православный хоругвеносец, просто интересно:)
Работы Б-Г имеют право на существование и могут выставляться. Я не предлагаю их цензурировать. Я была не согласна с тем, что он получил премию, которая позиционирует себя как премия арт-сообщества. Если бы он получил официозную Госпремию, у меня возражений бы не было: он ультраправый националист, такое у нас государство, все логично. Но самое главное, что нужно понять: демократия – это не когда мы против любой идеологии (фашистской, антифашистской – неважно), а сами лежим и смотрим телевизор. Демократия – это когда мы сознательно поддерживаем одни идеи (например, критику церкви и религии – как оболванивания народа) и отрицаем другие (открытый национализм, реваншизм, ксенофобия) и открыто дискутируем на эту тему, бьемся за свои убеждения. А если вы мне скажете, что у нас демократии нет, то я отвечу, что это зависит в том числе и от вас лично.
Добрый день, Екатерина.
Вопрос, касающийся такого раздела современного искусства как литература.
Что Вы можете сказать,попытавшись отбросить абберации близости, о вкладе современной российской прозы и поэзии в фонд русской классической литературы в целом? Кто, по Вашему мнению, будет достоин упоминания в учебных пособиях по словесности спустя, скажем, 40-50 лет. Понимаю, что субъективности не избежать при ответе на данный вопрос, но очень бы хотелось услышать именно Ваше авторитетное мнение.
Могу сказать только то, что литература в современное искусство не входит. Искусство в современном понимании – это то, что висит в музеях и выставляется в галереях. То есть музыка – это музыка, а не искусство. В русском языке это слово употребляется не так, как в английском – я придерживаюсь английского варианта.
Как вы относитесь к Дэмиену Херсту? :-)
У него были интересные работы в 1990-е годы, но сейчас он скорее новатор в области менеджмента.
Здравствуйте Екатерина!
Как вы относитесь к такому жанру как Динамическая Живопись, которую развивает наш бывший соотечественник Александр Басе (San Base)? Не кажется ли Вам, что это одна из немногих действительно серьезных инноваций в современном визуальном искусстве?
Впервые слышу.
Добрый день, Екатерина!
1. Каким Вам видится будущее музыкального авангарда? Почему на лицо "отставание" аудиального современного искусства от визуального?
2. Хотелось бы услышать Ваши рассуждения по вопросу распространения, копирования и лицензирования объектов современного (визуального прежде всего) искусства через интернет. Creative Commons: Домоклов меч или панацея?
В визуальном искусстве такого явления нет, так как оно по-прежнему продается в уникальном экземпляре или ограниченным тиражом. Вы можете скачать фильм художника, но он все равно через галерею продает подписанную копию за 5 или 30 тысяч евро.
Как вы считаете, есть будущее у живописи как таковой? Или она уже умерла? Если нет, то почему ее так мало в современном искусстве? Не может же быть так, что в этом жанре уже нельзя сказать ничего нового. Наверняка есть интересные художники. Расскажите о них, если будет время.
Живописи когда-то не было (до эпохи Возрождения) и нет и сейчас как отдельного вида искусства. Однако есть картины, их по-прежнему пишут художники, количество их просто безмерно, достаточно прийти на любую ярмарку.
Возможно, вопрос немного не по теме, но как Вы относитесь к перспективам арт-менеджмента в России? Эта профессия будет здесь популярна через 2-3 года?
Если будут музейщики, галеристы, кураторы и тому подобное и в первую очередь художники, так как арт-менеджер – это ассистент этих людей. Это не самостоятельная профессия.
Добрый день!
1.Было бы на Ваш взгляд рациональным введение в общеобразовательные школы искуствоведения, как обязательный предмет?
2. Как Вы относитесь к творчеству Гришковца Е.; и к творчеству Курта Воннегута?
1. Да.
2. Гришковца не читала, а Воннегута когда-то любила, но было мне тогда восемнадцать лет.
Доброго времени суток))
Как вы считаете можно ли современные компьетерные игры считать исскуством??? Ведь уже многие игры по своему сценарию, по вовлекаемости и многим другим параметрам)) не только не отстают а значительно превосходят, то что принято считать исскуством.
Искусство – это не какое-то звание (что-то, что лучше, чем не искусство). Искусство – это такая профессиональная область. Это то, что выставляется в музеях и галереях. Если игра выставлена в музее – то она становится искусством. Но пока я не знаю примеров.