Лентапедия
Плисецкая, Майя Балерина, хореограф
Выдающаяся балерина, хореограф. Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического труда (1985). Обладательница множества наград и премий, среди которых три ордена Ленина (1967, 1976, 1985), ордена "За заслуги перед Отечеством" IV (2010), III (1995) и II (2000) и I степени (2006), а также орден Франции "За заслуги в литературе и искусстве" (1984, Командор), орден Почетного легиона (1986, кавалер; 2012, офицер) и орден Изабеллы Католической (1991).
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Отец Плисецкой, Плисецкий Михаил Эммануилович, был генеральным консулом на острове Шпицберген, руководящим работником треста "Арктикуголь". В 1937 году Плисецкий был репрессирован, а через год – расстрелян [11]. Мать Плисецкой, актриса немого кино Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая, была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с недавно родившимся сыном, после чего была выслана в Казахстан, в Чимкент [11], [13].
Плисецкую и ее второго брата воспитывали их тетя и дядя, известные танцовщики Большого театра Суламифь и Асаф Мессереры [13]. Они сумели добиться смягчения участи своей сестры Рахили: в 1941 году ей удалось вернуться в Москву [11]. В июне 1934 года [13] Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище (педагоги Елизавета Гердт, Мария Леонтьева [24], Евгения Долинская [13]), которое окончила в 1943 году [12]. Еще в 1942 году Плисецкая станцевала миниатюру Михаила Фокина "Умирающий лебедь" на музыку Камиля Сен-Санса, которая прославила ее на весь мир [11], [24], [14].
В апреле 1943 года она была принята в труппу Большого театра, где встретила Агриппину Ваганову, которую позднее Плисецкая называла лучшим своим педагогом [13], [8]. В Большом Плисецкая числилась в составе кордебалета, однако вскоре стало понятно, что она вправе претендовать на право называться ведущей балериной театра. Уже тогда начал проявляться присущий ей редкий талант трагедийной балетной актрисы. В 1945 году Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени в "Золушке" Сергея Прокофьева. Позднее в ее репертуаре появились другие ведущие партии. В 1947 года она впервые танцевала Одетту и Одилию в "Лебедином озере" Петра Ильича Чайковского, в 1948 году исполнила роль Заремы в "Бахчисарайском фонтане". Участвовала Плисецкая и в постановках балетов "Раймонда" Александра Глазунова, "Жизель" Адольфа Шарля Адана, "Спящая красавица" Чайковского, "Дон Кихот" Людвига Минкуса , "Конек-Горбунок" Родиона Щедрина, а также в трех осуществленных на сцене Большого театра постановках балета "Спартак" Арама Хачатуряна (в 1958 и в 1971 годах Плисецкая исполняла партию Эгины, в 1962-м - Фригии) [12], [13] [24].
Между тем ее творческая судьба складывалась не всегда гладко: в 1956 году, когда основная часть балетной труппы отправилась в Англию на первые в истории Большого театра зарубежные гастроли, Плисецкую не выпустили из страны. Оставшись в Москве, балерина много и успешно выступала - никто бы и не поверил, что ее не взяли на гастроли из-за болезни. Вызывающий успех балерины был расценен как акт гражданского неповиновения и ее самой, и ее публики. После этого Плисецкая на шесть лет она стала "невыездной", а ее саму пытались даже обвинить в шпионаже (СМИ писали о том, что председатель КГБ Иван Серов объявил Плисецкую английской шпионкой) [15], [11], [8]. Однако на карьеру великой балерины это в итоге не повлияло [11]: в 1959 году Плисецкой было присвоено звание народной артистки СССР [13].
В 1960-е годы Плисецкая официально считалась прима-балериной Большого театра. Однако она, не желая останавливаться на достигнутом, хотела танцевать не только классику, но и нечто более современное. В апреле 1967 года была впервые показана "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре Большого театра и навсегда вошла в историю мировой хореографии [12], [13], [24].
В 1972 году в Большом театре состоялась премьера балета Щедрина "Анна Каренина", где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. В 1980 году Плисецкая как хореограф поставила на сцене Большого театра балет Щедрина "Чайка" [13], [24]. В 1983 году Плисецкая получила предложение стать художественным руководителем балета Римской оперы. За те полтора года, пока она занимала этот пост, Плисецкая показала на сцене Римской оперы свою "Айседору", организовала возобновление "Федры" и нескольких других балетов. В 1984 году в Оперном театре в Термах Каракаллы (Рим) она осуществила постановку "Раймонды" для открытой сцены [13], [12].
В 1985 году Плисецкая была удостоена звания Героя Социалистического труда [13].
В 1987-1990 годах Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу "Театро лирико насиональ", для которой возобновила балет "Тщетная предосторожность" Петера Гертеля (балетмейстер - Александр Горский) и ввела в репертуар "Кармен-сюиту". Плисецкая начала тесно сотрудничать с оперной певицей Монсеррат Кабалье, по инициативе которой приняла участие в постановке оперы-балета Джакомо Пуччини "Вилиса", показанной на фестивале искусств в Переладе. В прессе упоминался еще один их совместный проект: Кабалье спела "Умирающего лебедя", а Плисецкая - впервые под запись человеческого голоса - исполнила эту танцевальную миниатюру. В 1988 году Плисецкая выступала в заглавной партии поставленного специально для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро балете "Мария Стюарт" Эмилио де Диего [13].
Негодование общественности вызвали попытки некоторых представителей Госконцерта и Министерства культуры СССР обвинить Плисецкую вместе с бухгалтером Госконцерта некой Орловой М.Н. в сокрытии нескольких миллионов лир (согласно денежному курсу того времени, 10000 итальянских лир были равны 4 рублям 70 копейкам [18]). Обвинения были абсурдны: по одной версии, пропавшие деньги балерина якобы привезла из Рима и утаила от государства, по другой – в Риме Плисецкая вовсе не была, "а деньги за дни пребывания там получила". В 1988 году в возбуждении уголовного дела в отношении Плисецкой и Орловой было отказано "за отсутствием в их действиях состава преступления" [15], [19]. После публикации в "Огоньке" Плисецкая написала в редакцию письмо, сообщив, что в качестве художественного директора Национального балета Испании она получает зарплату 7500 американских долларов, которую в полном объеме сдает ("Это мой ежемесячный оброк Госконцерту СССР", - утверждала балерина) [18].
Последний свой спектакль в Большом театре - "Даму с собачкой" - Плисецкая танцевала 4 января 1990 года. Разногласия с театральным руководством, в том числе – с главным балетмейстером, художественным руководителем балета Юрием Григоровичем [16] привели к тому, что она ушла из Большого театра [13]. "Майе Михайловне просто нечего делать в Москве... Ее просто здесь лишили работы и даже пенсиона", - рассказывал Щедрин в одном из интервью 1991 года [15].
В 1990-е годы Плисецкая продолжила сотрудничество с выдающимися хореографами мира, в частности с "Марсельским балетом" Ролана Пети и "Балетом XX века" Мориса Бежара. В 1992 году в театре "Эспас Пьер Карден" состоялась премьера балета "Безумная из Шайо" на музыку Щедрина, где Плисецкая исполнила главную партию [12]. "Живой дар Плисецкой оказался шире и могучее мифа, и ее новая героиня затмила и Лебедя, и Айседору, и Кармен, потому что она была сегодня важнее и современнее всего, что Плисецкая уже сделала, всего, чем она дорожит, но чем уже не живет", - писала пресса об этой ее работе в 1993 году, когда отмечалось 50-летие сценической жизни балерины [14].
В 1994 году Плисецкая организовала конкурс артистов балета, который носил ее имя - Международный балетный конкурс "Майя". Она же была председателем жюри и сама формировала его состав [23], [13].
В 1995 году Плисецкая была избрана почетным президентом труппы "Имперский Русский Балет", созданной по ее инициативе [12].
В январе 1999 года в газете "Московский комсомолец" (МК) была опубликована статья "Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой", в которой сообщалось о том, что у знаменитой балерины существует тайная дочь. Эта публикация стала поводом для подачи Плисецкой иска о защите чести и достоинства к редакции газеты МК и корреспонденту этого издания Владимиру Симонову. В том же году Пресненский суд Москвы рассмотрел иск и обязал редакцию газеты опубликовать опровержение. Кроме того, он взыскал в пользу истца в качестве денежной компенсации морального вреда 25 000 рублей с газеты и 20 000 рублей с автора публикации [20].
Плисецкая много снималась в кино и на телевидении. Ее можно увидеть в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953), кинофильмах-балетах "Лебединое озеро" (1957), "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Анна Каренина" (1975), в кинофильме-опере "Хованщина" (1959), в кино – и телеэкранизациях "Кармен" (1978, в 1969 году вышел кинофильм "Балерина"), а также телеэкранизациях балетов "Болеро" и "Айседора" ("Поэзия танца", 1977), "Чайка" (1982), "Дама с собачкой" (1986). Снималась она не только как балерина, но и как драматическая актриса: "Анна Каренина" Александра Зархи (1968, роль княгини Бетси Тверской), "Чайковский" Игоря Таланкина (1970, роль певицы Дезире), телевизионный фильм "Фантазия" Анатолия Эфроса по повести Ивана Тургенева "Вешние воды" (1976, роль Полозовой), "Зодиак" Ионаса Вайткуса (1985, роль музы художника Микалоюса Чюрлениса). О Плисецкой сняты многочисленные документальные кино- и телефильмы, в том числе "Майя Плисецкая" Василия Катаняна (1964, новая ред. 1981), "Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая" Бориса Галантера (1987), "Майя" Сакагуши (2000, для японского телевидения), "Майя Плисецкая" Доминика Делюша (2000, для французского телевидения), "Майя Плисецкая assoluta" Элизабет Капнист (2002, для французского телевидения) [13], [12].
Творчеству Плисецкой посвящены книга "Майя Плисецкая" Натальи Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием. В 1994 году была издана написанная балериной книга мемуаров "Я, Майя Плисецкая…", которая выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков [22],[13], [12]. В 2007 году Плисецкая представила свою новую автобиографическую книгу - "Тринадцать лет спустя" [9].
Критики много писали о природных данных и технике Плисецкой. Отмечались ее большой шаг, высокий прыжок, великолепные вращениям, мощный артистический темперамент и необыкновенная восприимчивость к музыке. По словам известного французского балетного критика Андре Филиппа Эрсена, для характеристики Плисецкой-балерины достаточно трех слов - "гений", "мужество" и "авангард" [11], [13].
Плисецкая – доктор Сорбонны (1985) и почетный профессор Московского государственного университета (1993). Она имеет множество наград различных государств. Плисецкая - кавалер трех орденов Ленина (1967, 1976, 1985), орденов "За заслуги перед Отечеством" IV (2010, вручен в 2011 году [3]) [5], [4], III (1995) и II (2000) [17], I степени (2006) [10], орденов Франции "За заслуги в литературе и искусстве" (1984, Командор, награду принимала летом 1985 года вместе с музыкантом Святославом Рихтером [21]) и Почетного легиона (кавалер в 1986 году, офицер в 2012 году) [13], [1], японского ордена Восходящего солнца (2011) [2]. В июле 1991 года высшую награду Испании - "Орден Изабеллы Католической" Плисецкой вручил лично король Испании Хуан-Карлос и пожаловал балерине дворянское звание. Российская балерина также удостоена звания "Почетного гражданина Испании". Среди многочисленных наград балерины СМИ упоминали премию "Превосходная-1986" (ежегодно присуждается мэром Парижа самой элегантной женщине года), премию "Национальная гордость России" (2003), Большой крест командора Ордена "За заслуги перед Литвой" (2003) и другие [13], [17].
В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете №4626 [13].
Плисецкая замужем за композитором Родионом Щедриным с октября 1958 года [22]. В октябре 2008 года супруги отметили 50-летие совместной жизни [22], [6]. Плисецкая вспоминала, что будущих супругов когда-то познакомили литератор Лиля Брик и литературовед Василий Катанян (балерина "напела Брикам почти всю "Золушку" для домашней фонотеки" - Щeдрина, по словам Плисецкой ее пение просто "потрясло" [22]). Отмечалось, что свое творчество композитор посвящал супруге [11], и она, в свою очередь, подчеркивала: "Вся моя жизнь в нем и ради него". СМИ подчеркивали, что в советский период Щедрин не только помогал Плисецкой в ее творчестве, но и выступал в ее защиту, отстаивая балерину перед советским правительством, и именно он, в конце концов, сумел добиться того, что она стала выезжать за рубеж [11]. В 1991 году Плисецкая и Щедрин перебрались в Германию, в Мюнхен. Впоследствии в прессе писали, что они "живут на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве" [11], [13], [7] (литовское гражданство супруги получили в 1993 году [7]).
Использованные материалы
[1] Евгения Милова. Майю Плисецкую повысили в звании. — Коммерсантъ, 27.02.2012. — №34/П (4819)
[2] Василий Головнин. Майю Плисецкую, Юрия Соломина и Александра Сокурова наградили японским Орденом Восходящего солнца. — ИТАР-ТАСС, 03.11.2011
[3] Сегодня в России стало в разы больше народных артистов. — НТВ, 31.10.2011
[4] Поздравление Майе Плисецкой с Днём рождения. — Официальный сайт Администрации президента РФ (kremlin.ru), 20.11.2010
[5] Указ Президента РФ. О награждении орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени Плисецкой М.М., 09.11.2010. — №1393
[6] Светлана Вовк. К юбилею свадьбы Родион Щедрин подарил Майе Плисецкой свои мемуары. — РИА Новости., 02.10.2008
[7] Владас Любартас. Три дома - три праздника. — Время новостей, 13.02.2008. — №22
[8] Кармен русского балета – Майя Плисецкая – сегодня отмечает день рождения. — Альва медиа, 20.11.2007
[9] Софья Харькова. Майя Плисецкая: "Тринадцать лет спустя". — Радио культура, 02.10.2007
[10] Владимир Путин в Кремле вручил награды выдающимся деятелям науки и культуры. — Первый канал, 21.12.2006
[11] Майя Плисецкая: белый лебедь московский. — Элита общества, 20.12.2005. — № 12 (18)
[12] 80 лет назад родилась Майя Михайловна Плисецкая. — Общая газета, 20.11.2005
[13] Майя Плисецкая. Биография балерины. — РИА Новости, 14.11.2005
[14] Сергей Коробков. Творческий вечер Майи Плисецкой. — Коммерсантъ, 12.10.1993. — №195
[15] Маргарита Хемлин. "Есть законный наследник российского престола..." - сказал композитор Родион Щедрин. — Независимая газета, 06.11.1991. — №139
[16] Маргарита Хемлин. Большой театр абсурда. — Независимая газета, 24.01.1991. — №11
[17] Майа Плисецкая - дворянка Испании. — Независимая газета, 03.01.1991
[18] Сколько стоит миллион. — Огонек, 24.09.1988. — №39
[19] Михаил Корчагин. Плисецкие миллионы. — Огонек, 30.07.1988. — №31
[20] Россия - май, 1999 г. — Фонд защиты гласности (gdf.ru). — Версия от 20.08.2008
[21] Вадим Могильницкий. Краткий хронограф жизни и деятельности С.Т. Рихтера. — Сайт Святослава Рихтера. — Версия от 27.02.2012
[22] М. Плисецкая. "Я, Майя Плисецкая...". — Изд. Новости, М., 1994
[23] Международный балетный конкурс "Майя". — International ballet competition "Maya". — Версия от 17.05.2008
[24] Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М.. Плисецкая Майя Михайловна. — Русский балет. Эциклопедия. — М., 1997