7 марта в российский прокат выходит главный претендент на "Оскара" в категории "лучший фильм года" - психологическая драма "Игры разума"(A Beautiful Mind). Картина является очередной разработкой темы "гений и помешательство". В основу фильма положена реальная биография знаменитого математика Джона Форбса Нэша-младшего, в молодости разработавшего "теорию игр", но впоследствии заболевшего тяжелой формой параноидальной шизофрении. Благодаря воле к жизни и поддержке жены, ученый все же смог вернуться к активной творческой деятельности и в 1994 году был удостоен Нобелевской премии.
Действие фильма начинается в 1947 году, когда Джон Нэш (Расселл Кроу) приезжает в Принстон. Он специализируется в математике. Этот "загадочный гений Западной Вирджинии" не имеет за плечами никакого опыта подготовительной школы или родительских средств, чтобы хоть как-то смягчить первое знакомство с обществом привилегированных персон. Единственное, чем он обладает, чтобы доказать свое право на обучение в этом знаменитом университете, - это самая престижная стипендия Принстона. Джон Нэш с трудом вписывается в окружение. Для молодого человека все тонкости общения не значат ровным счетом ничего. Так же обстоит дело с посещаемостью занятий. У Нэша есть одна задача, которой он поглощен целиком и полностью - ему просто необходимо сделать какое-нибудь открытие. По его мнению - это единственный путь выбиться в люди.
Факультет математики Принстона - место жесточайшей конкуренции. И, надо признать, многие однокурсники Джона Нэша были бы несказанно рады его провалу или любой неудаче. Но все же им приходится мириться с его присутствием, более того, они сами подталкивают его к успеху. Однажды Нэш идет вместе с ними в бар, где его внимание привлекает один инцидент. Он наблюдает любопытную сцену, когда его приятели начинают приставать к привлекательной блондинке. Их соперничество неожиданно помогает молодому человеку четко понять и сформулировать мысль, которая не давала ему покоя уже довольно долго. В один миг жизнь молодого гения меняется раз и навсегда.
Все началось, когда продюсер фильма Брайан Грейзер(Brian Grazer) прочитал статью Сильвии Нэзэр о Джоне Форбсе Нэше-младшем "Ярмарка тщеславия". Это была история о математическом гении, получившем всемирное признание, но потерявшем все из-за шизофрении. Загоревшись идеей сделать на этом материале фильм, преуспевающий продюсер собрал поистине звездную команду: режиссер Рон Ховард(Ron Howard), известный по картинам "Гринч, похититель Рождества" и "Апполон 13"; оператор Роджер Дикинс(Roger Deakins), снявший все лучшие фильмы братьев Коэнов; автор сценария Акива Голдсман(Akiva Goldsman), знающий о предмете не понаслышке - он вырос в семье профессиональных психиатров, и композитор Джеймс Хорнер(James Horner), получивший сразу два "Оскара" за музыку к "Титанику".
В дальнейшем успех фильма зависел только от подбора актеров, и тут сказалось чутье Рона Ховарда. Он заверяет, что утвердил Расселла Кроу(Russell Crowe) на главную роль еще до его успеха в "Гладиаторе". "Кроу обладает способностью выражать очень многое совсем без слов. А для роли Джона Нэша это было одним из главных условий" - рассказывают создатели картины. На роль Алисии Лард, верной жены безумного гения, была приглашена восходящая звезда Голливуда - Дженнифер Коннелли(Jennifer Connelly).
Для того, чтобы все казалось более правдоподобным, а сам рассказ имел сильную эмоциональную окраску, было принято решение снимать картину в строгой хронологической последовательности. На сегодняшний день снимать сцены в хронологическом порядке - роскошь, позволить которую могут себе немногие. Таким способом фильмы снимаются крайне редко. С точки зрения организации съемок это крайне сложно, но актерам так намного легче вжиться в образ. Неудивительно, что это предложение поступило от Расселла Кроу. У Рона Ховарда уже имелась подобная практика, и он прекрасно знал обо всех плюсах, связанных со съемками в хронологическом порядке - именно так он снимал основные эпизоды в картине "Аполлон 13".
После премьеры "Игр разума" вся американская пресса записала фильм в главные кандидаты на "Оскара". Критики же других стран неоднозначно отнеслись к картине - одни считали, что это очередная эксплуатация темы, успешно разработанной в "Человеке дождя", "Аромате женщины" и "Пробуждении" и, что, сколько можно давить на сантименты, ради успеха. Другие считали, что фильм удался, и звездная команда сделала все на высшем уровне. Но главное мнение остается за зрителем, который по всему миру довольно активно голосует за фильм своими кровными деньгами.