На экраны Москвы выходит самый скандальный фильм конкурсной программы последнего Каннского кинофестиваля "Необратимость"(Irreversible). Эту шокирующую историю, полную насилия, ненависти и, как это ни парадоксально, любви, снял французский режиссер Гаспар Ноэ(Gaspar Noe).
Главные роли исполнили Моника Беллуччи(Monica Bellucci) и Венсан Кассель(Vincent Cassel). Французские прокатчики просили указывать на афишах картины, что "Необратимость" не рекомендуется смотреть зрителям, склонным к обморокам, эмоциональным стрессам и головокружениям.
Течение фильма повернуто вспять - сначала зрителям показывается финал истории, затем, сцена за сценой, сюжет продвигается к началу (Подобный ход не так давно использовал режиссер Кристофер Нолан в картине "Помни"(Memento)). "Необратимость" состоит из двух десятков длинных планов, снятых на ручную камеру Super-16. В течение 9 месяцев отснятый материал обрабатывался на компьютере, а затем был перенесен на 35мм пленку.
"Необратимость" задумывалась как яблоко раздора, - говорит Беллуччи, - как фильм, который вызовет противоречивую реакцию у зрителей. Это что-то среднее между "Механическим апельсином" Стэнли Кубрика и "Сало, или 120 дней Содома" Пьера Паоло Пазолини. Это гремучая смесь насилия и страсти, жестокости и поэзии... Сначала в "Необратимости" очень много насилия. Но потом в нём появляется поэзия, красота. Атмосфера картины так прекрасна. После просмотра вы выходите из зала со сладким, нежным и красивым чувством. Вы почти забываете о насилии в начале фильма".
Как рассказывают актеры, весь сценарий картины уместился на четырех листочках. Намечена была действенная канва, а диалоги чаще всего импровизировались на площадке. Сюжет "Необратимости" крайне прост - молодая пара просыпается, созванивается с приятелем и отправляется на вечеринку. Оттуда девушка (Беллуччи) уходит одна, но до дома дойти она не успевает, поскольку в подземном переходе на нее нападает насильник. После чего ее муж (Кассель) всю оставшуюся ночь мечется по Парижу, обуреваемый чувством мести.
Поскольку история рассказывается задом наперед, то зритель сначала видит всю историю насилия, снятую с документальной точностью. И только потом зал постепенно начинает понимать, что до состояния невменяемости довели нормальных людей, которые за несколько часов до инцидента были идеальной влюбленной парой.
В итоге фильм оставляет двоякое ощущение. С одной стороны, актеры играют с такой отдачей, что начинаешь опасаться за их психическое состояние. С другой стороны, сюжет и мораль фильма довольно примитивны - мирные обыватели волей судьбы становятся дикими животными. Ради чего Моника Беллуччи согласилась на такие натуралистичные сцены изнасилования - непонятно. Ведь не ради прописной истины - в любом человеке живет зверь. Плюс ко всему, фильм смотреть очень тяжело - 90 минут камера непрерывно энергично кружится вокруг снимаемых объектов. В итоге, к концу картины, даже у людей с закаленным мозжечком, остается впечатление, что они полтора часа сидели на самой жестокой карусели, какую можно найти в Москве. Когда зажигается свет в зале, действительность какое-то время продолжает плясать перед глазами. Хотя, может быть, именно такого эффекта и добивался Гаспар Ноэ.