Составители каталога фальшивых произведений русского искусства "Внимание: возможно, подделка!" объяснили, что отказываются от продолжения работы над ним из-за того, что главную угрозу для рынка представляют уже не авторы подделок и их продавцы, а эксперты, дающие ложные заключения. Именно поэтому - из-за "нечистоплотности коллег- экспертов", пишет "Коммерсант", крупный специалист Владимир Петров покинул Третьяковскую галерею, а издатель Владимир Рощин сосредоточится только на каталогах краденых произведений искусства. "Я устал жить в атмосфере лжи и обмана", - цитирует Рощина газета.
Презентация пятого и на сегодняшний день последнего тома каталога подделок состоялась 22 апреля в Росохранкультуре. Агентства сообщали в среду о том, что в новейший каталог включена картина, ставшая предметом одной из самых громких сделок на рынке русского искусства в 2005 году. Подробности этой истории изложил уже 23 апреля "Коммерсант".
Речь идет о картине Бориса Кустодиева "Обнаженная в интерьере" (или "Русская одалиска"), проданной 30 ноября 2005 года на Christie's за 2,9 миллиона долларов. Новый владелец, чье имя не разглашается, привез работу в Россию, где отдал ее на две экспертизы - Владимиру Петрову и Ирине Геращенко (в центр имени Грабаря). Оба специалиста опровергли авторство Кустодиева. Русский музей в 2009 году дал владельцу консультацию, итогом которой тоже стало опровержение авторства Кустодиева. Теперь картина находится на экспертизе в ГТГ, и, возможно, ее владельцу придется предстоит аннулировать сделку с аукционным домом. В Christie's об этой ситуации знают, но нуждаются в проведении собственного расследования.
К 2006 году, когда огласке было предано несколько менее "денежных", но не менее громких историй с подделанными картинами русских художников соответствующий сегмент арт-рынка едва не прекратил свое существование. Чтобы снизить риски коллекционеров, Росохранкультура запретила музеям проводить коммерческую экспертизу. Весной 2008 года были обнародованы данные по ошибочным экспертизам Третьяковки: выяснилось, что специалисты музея допустили около ста ошибок при определении подлинности произведений искусства.