На выставках Государственной Третьяковской галереи не будет произведений, которые могут оскорбить чувства верующих. О такой форме самоцензуры в интервью "Итогам" рассказала новый директор музея Ирина Лебедева. "Когда после всех скандалов, сопровождавших выставку поп-арта, мы готовили экспозицию соц-арта, я поставила несколько условий. На ней не должны были быть произведения, которые оскорбляют чувства верующих, нарушают нормы общественной морали, носят экстремистский характер. В конце концов, музей вправе решать по-своему", - пояснила она.
Лебедева подчеркнула, что самоцензура, которую она хотела бы видеть в Третьяковке, не исчерпывается отношениями с церковью: "Мало кто знает, но у нас случались свои внутренние скандалы, когда я снимала работы с выставок, потому что они, скажем, содержат ненормативную лексику. И меня в этом упрекали. Но я считаю невозможным, чтобы в государственном музее национального искусства были выставлены произведения с использованием мата".
В интервью Ирина Лебедева разграничила задачи государственных музеев и частных выставочных пространств в связи с "провокативностью" современного искусства: "Музей - институция государственная, наша задача в том, чтобы придать современному материалу другой статус, ввести его в историю искусства. А наиболее острое и провокативное может показываться в галереях, благо их сегодня множество".
Директор галереи также коснулась крупного скандала, связанного с увольнением в 2008 году из ГТГ Андрея Ерофеева, возглавлявшего отдел новейших течений, курировавшего ряд нашумевших выставок как в Третьяковке, так и вне ее ("Запретное искусство" и т.д.). "В 2000-2001 годах, когда Третьяковская галерея начала работать с современным актуальным искусством, оно еще никак не входило в нашу жизнь. Получилось, что современное искусство завоевывало пространство благодаря именно нам. И сложные взаимоотношения, скандалы были частью этой политики. Сегодня, когда площадок масса, а в Москве проводится биеннале современного искусства, такой путь продолжать бессмысленно".
Ирина Лебедева возглавила ГТГ в июле 2009 года. Перед этим она провела четыре года на посту заместителя директора галереи по научной работе. Сразу после назначения на новую должность, Лебедева дала серию интервью о настоящем и будущем музея. Материал "Итогов" продолжил эту серию.