Долгожданная концепция культурной безопасности сформулирована Минкультом. Именно так, по сути, можно охарактеризовать проект указа президента «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Задача, которую ранее поставил глава государства перед кабинетом министров и парламентом предельно ясна. Привести отечественное законодательство в соответствие со стратегией национальной безопасности, окончательно принятой летом прошлого года. Скоординировать действия кабмина и обеих палат парламента против продвижения «деструктивной чуждой идеологии, обеспечению морального лидерства России в международных отношениях, как хранителя традиционных общечеловеческих ценностей». Так в своем Telegram-канале прокомментировал документ политолог Алексей Мартынов.
«За казенными формулировками видится серьезная экспертная работа. Каждый обыватель в нашей стране в принципе думает, что прекрасно знает и понимает, что такое русская культура. Ну Толстой, Пушкин, Достоевский. Ну еще десяток великих фамилий из советской школьной программы, может, вспомнят. Возможно что-то из живописи и кинематографа. И, в общем, все, — написал политолог. — На самом деле, национальная культура — это код ментальной безопасности и одновременно прививка от внешнего вирусного воздействия, не хуже, чем сегодня Спутник V против ковида. Наша русская культура выплавлялась не одно тысячелетие в горниле многонационального наследия. И конечно, мягко говоря, безответственно не применять этот универсальный антидот, завещанный нам по праву наследства нашими предками по всему спектру государственной деятельности».
Стратегия от Министерства культуры носит концептуальный характер, который очерчивает четкий контур приоритетов перспективы развития страны, такой смысловой фундамент для новых направлений и законами описывающих их, считает Алексей Мартынов.
«Как ни парадоксально прозвучит, но впервые за 30 лет новейшей истории так конкретно сформулированы наши суверенные общественно-культурные границы, нарушение которых не менее опасно, чем вторжения через границы физические со всеми вытекающими последствиями. Нужно сказать, что практически все суверенные страны имеют подобные программные документы, которые в том числе определяют прямые угрозы и потенциального противника национальной культуре и ментальному наследию, общественному здоровью нации, — продолжает мысль Алексей Мартынов. — Именно поэтому культурная безопасность напрямую связана с Концепцией национальной безопасности. Логика долгожданной в интеллектуальных кругах нашей страны культурной концепции прямо продолжает линию президента Путина, которую он проводит последовательно более 20 лет по защите национальных ценностей, традиций, тысячелетней истории и культурного наследия».
По мнению политолога, в экспертном давно и много сообществе говорят о формулировании национальной идеологии. Да, в спешке революционных затей начала 90-х из Конституции не только вымарали идеологический аспект, а даже внесли норму об отказе от идеологии. Очевидно, что тогда выплеснули с той перестроечной водой и многие важные для каждого и всех вместе принципы ментального наследства. Во время широкой дискуссии по поправкам в Конституцию летом 2020 года поднимался вопрос об идеологии. И несмотря на то, что соответствующих поправок в этом смысле не было принято, запрос на формулирование четких смыслов кто мы и куда идем, был обозначен. Сегодня мы видим реализацию этого запроса общества в концепции культурной безопасности Минкульта, поддержанной президентом страны.
Взятие этой концепции на вооружение сужает в десятки раз возможности манипулирования национальным сознанием извне. Парализует множественный инструментарий, методично насаженный у нас в России стараниями адептов внешнего управления и отказа от суверенитета в 90-00 годах.
«Сегодняшний решительный подход к снаряду обновленным Минкультом наверное первая реальная попытка системно откалибровать контроль в системе образования и массмедиа. Такая системная история с четким и общим для всех терминологическим аппаратом и формулами культурного пространства, — пишет Алексей Мартынов. — Пространства не эфемерных представлений о том, но четким базовым юридическим полем, как смысловой основой государственного строительства и безопасного развития страны, общества и гражданина. Ну и конечно, подобный подход не только четко определяет степень персональной ответственности каждого чиновника на всех уровнях за конечный результат в культурной и не только сферах, но делает осмысленным и логичным цели нашего государства и общества. Без оглядки на чужие фобии и козни».
Особенно актуальны «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» сегодня, в период острой схватки с коллективным западом за образ нашего будущего, завершает мысль политолог.