Одними из самых ярких представителей еврейского населения Израиля являются харедим — приверженцы ультраортодоксального иудаизма. Широкой публике они больше всего известны по характерному наряду, выделяющему их среди остальных собратьев. Противопоставляя себя остальному населению Израиля, харедим остаются сильно изолированным сообществом, интересы которого не всегда совпадают с общегражданскими. Попытки же вовлечь ультраортодоксов в общественную жизнь порой приводят к акциям неповиновения: например, нападениям на призывные пункты ЦАХАЛа.
Фото: Baz Ratner / Reuters
Харедим (буквально: «трепещущие перед Господом») — очень широкое понятие, объединяющее целый пласт ультраортодоксальных евреев.
Фото: Menahem Kahana / AFP
Основа харедим начала формироваться в Европе в среде ашкеназов (западных евреев), начиная с XVIII века. Ядро ашкеназского харедим составили противники полной и даже частичной ассимиляции с местным населением.
Фото: Menahem Kahana / AFP
Ультраортодоксы, в основном представленные хасидами и противоборствующими с ними миснагидами (их самая крупная группа — литваки), исповедовали ревностное сохранение своих обычаев и максимальную изоляцию от местной культуры.
Фото: Menahem Kahana / AFP
Источником идеологии самоизоляции считается Книга Левит (третья книга Торы), в которой упоминается запрет перенимать обычаи гоев — неевреев.
Фото: Menahem Kahana / AFP
Ультраортодоксами приверженцев харедим называют в связи с тем, что далеко не все евреи, причисляющие себя к ортодоксальным, считают полную самоизоляцию оправданной.
Фото: Menahem Kahana / AFP
В конце XIX — начале XX века разногласия между хасидами и миснагидами стали сглаживаться, что привело к созданию в 1912 году еврейского движения «Агудат Исраэль», позже преобразованного в партию. В него вошли не только ортодоксы и ультраортодоксы, но и сторонники умеренных течений иудаизма.
Фото: Menahem Kahana / AFP
Правда, крайне настроенные участники «Агудат Исраэль» так и не приняли идею сионизма, ставшей движущей силой создания Израиля — государства для евреев.
Фото: Menahem Kahana / AFP
Некоторые представители харедим вообще отказались вступать в партию, примкнув к отдельным ультраортодоксальным организациям, в которых участие в политической жизни страны находится под строжайшим запретом.
Фото: Menahem Kahana / AFP
В сионизме сторонники харедим видят проявление элементов чуждой им западной политической культуры. В соответствии с их убеждениями, истинное еврейское государство может возникнуть только в результате божественного вмешательства.
Фото: Ariel Schalit / AP
Согласившись переселиться в Израиль, харедим по-прежнему считают себя чужаками и изгнанниками, время божественного отмщения за которых еще не пришло.
Фото: Menahem Kahana / AFP
Помимо ашкеназов к харедим также причисляют некоторых представителей сефардов и мизрахов — двух групп восточных евреев из преимущественно мусульманских стран. Считается, что эта ветвь харедим возникла под влиянием его ашкеназского течения, успевшего прочно обосноваться в Израиле.
Фото: Ronen Zvulun / Reuters
Несмотря на скептический настрой ультраортодоксов по отношению к сионистам, с самого начала своего существования власти Израиля предоставили им право бесплатного образования, снабдив стипендией.
Фото: Baz Ratner / Reuters
Учатся представители харедим в иешивах и колелях — учебных заведениях, специализирующихся на изучении религиозных текстов, прежде всего Торы и Талмуда.
Фото: Nir Elias / Reuters
Поначалу иешивы и колели процветали благодаря щедрым пожертвованиям, передача которых воспринималась донорами как попытка загладить вину за Холокост.
Фото: Oded Balilty / AP
Кроме того, власти Израиля сочли, что через изучение Торы и Талмуда евреи смогут сохранить свою идентичность. Позже, однако, денег стало хватать не всем, так что харедим пришлось искать финансирования в политике.
Фото: Baz Ratner / Reuters
Образование в иешивах и колелях в основном получают только мужчины, целью жизни которых считается изучение священных текстов.
Фото: Menahem Kahana / AFP
Обучение начинается в детском возрасте и занимает не один десяток лет, во время которых студенты освобождаются от службы в армии.
Фото: Amir Cohen / Reuters
Учитывая, что призывной возраст в Израиле ограничен 29 годами, после окончания последней ступени образования многие мужчины могут уже не служить. У некоторых образование занимает всю жизнь.
Фото: Menahem Kahana / AFP
Главным предназначением женщин у харедим считается замужество и забота о детях и муже. В семьях ультраортодоксов обычна ситуация, когда вполне зрелый мужчина занимается учебой, в то время как деньги в дом приносит его жена.
Фото: Oded Balilty / AP
Браки среди харедим совершаются только по предварительной договоренности. Любые самостоятельные контакты между юношами и девушками до свадьбы не приветствуются.
Фото: Ammar Awad / Reuters
Начиная с младшего возраста, мальчики и девочки ходят в отдельные учебные заведения. На мероприятиях мужчин и женщин стараются рассаживать отдельно.
Фото: David Buimovitch / AFP
Ультраортодоксов, в особенности мужчин, довольно легко узнать по одежде. Ашкеназы, как правило, носят черный костюм со средней длины или длинным пиджаком (лапсердаком), белую рубашку и черную шляпу, которую по праздникам заменяют меховым убором — штраймлом.
Фото: Menahem Kahana / AFP
Под головным убором — обязательно кипа (ермолка), однако ее носят далеко не только харедим. Впрочем, такой наряд характерен и для хасидов в целом, не все представители которых относят себя к ультраортодоксам.
Фото: Menahem Kahana / AFP
Костюм, схожий с ашкеназским, переняли и многие сефарды с мизрахами. Впрочем, иногда восточные евреи носят одежду, больше напоминающую арабское облачение. Главный же принцип костюма харедим — ни в коем случае не походить на гоев.
Фото: Menahem Kahana / AFP
Что касается пейсов, которые считаются одной из самых известных примет ультраортодоксов, то их носят далеко не все харедим.
Фото: Amir Cohen / Reuters
Самая большая община харедим проживает в Израиле, где численность ультраортодоксов составляет 700-800 тысяч человек. Чуть меньше — 500 тысяч человек — живет в США. В целом еврейское население Израиля и США оценивается в 6 и 6,5 миллиона человек соответственно.
Фото: Константин Черничкин / Reuters
Будучи гражданами различных стран, харедим считают себя членами единой, наднациональной общины. В связи с этим в среде ультраортодоксов часто заключаются международные браки.
Фото: Baz Ratner / Reuters
В Израиле к харедим сложилось скорее негативное отношение. Во-первых, больше половины членов общины нигде не работают и получают государственные пособия.
Фото: Reuters
Во-вторых, большинство харедим не служат в армии, что раздражает многих умеренных евреев, для которых служба является обязательным долгом.
Фото: Abir Sultan / AP
Однако несмотря на стремление харедим не иметь ничего общего с окружающим их миром, число работающих и даже служащих в армии ультраортодоксов с каждым годом становится все больше.