А как бы сделать это в мечети? Современное искусство в церкви — как у Христа за пазухой

12 фото

Два года назад одна широко известная отечественная поп-исполнительница отозвалась на скандальную акцию группы известных в узком кругу молодых панк-певиц так: «А попробовали бы они сделать это в мечети!» Ее эмоциональное заявление разошлось по сети и стало мемом, который, возможно, переживет и саму исполнительницу. Пока еще никто не попробовал: хотя мечетей в Европе становится все больше, выставлять в них современное искусство, в самом деле, никто не пытается. Что ж говорить о панк-концертах! А в христианских храмах — запросто.

Традиция эта старинная. Еще катакомбные христиане украшали свои пещеры под языческим Римом изображениями сцен из Священного Писания. Выйдя на поверхность, церковь смогла позволить себе нанимать лучших художников, которые в свободное от работы на самого богатого в Европе заказчика время не брезговали писать мифологические или светские сюжеты. Иногда они смешивались. Так, Караваджо на фреске в капелле Сант-Агостино написал Мадонну с лицом популярной в то время публичной женщины — и ему сошло с рук.

Века тому назад расписанные современными художниками церкви считаются памятниками истории и культуры. Для современного нам художника академический рисунок считается не самым полезным навыком, приходится обходиться другими материалами. Так, в соборах Реймса и Кельна есть витражи работы известных абстракционистов Герхарда Рихтера и Ими Кнобеля. В аббатстве Штифт Мельк в Австрии регулярно выставляются современные инсталляции и арт-объекты.

А в эти дни и до конца апреля следующего года в венской Иезуитской церкви (Jesuitenkirche) можно видеть инсталляцию «В подвешенном состоянии», подвешенную там под потолком несколько недель назад. «Лента.ру» нашла еще несколько недавних примеров того, как современное искусство проникает в храмы и что из этого получается.

Скульптура «В подвешенном состоянии» в Иезуитской церкви в Вене. Скульптор Кристоф Штайнбреннер, фотограф и графический дизайнер Райнер Демпф и архитектор Мартин Хубер посвятили работу серии картин с парящими камнями бельгийского сюрреалиста Рене Магритта.

Кристоф Штайнбреннер, Райнер Демпф, Мартин Хубер, «В подвешенном состоянии», 2014 год

Фото: Leonhard Foeger / Reuters

Скульптура «В подвешенном состоянии» в Иезуитской церкви в Вене. Скульптор Кристоф Штайнбреннер, фотограф и графический дизайнер Райнер Демпф и архитектор Мартин Хубер посвятили работу серии картин с парящими камнями бельгийского сюрреалиста Рене Магритта.

Художница Трейси Эмин выполнила свою работу в традиционной технике неоновой надписи. Текст («Я чувствовала тебя и знала, что ты меня любил») может быть трактован и как любовное послание, и как и обращение к Богу. Инсталляция находится в Ливерпульском кафедральном соборе на постоянной экспозиции.

Трейси Эмин, «Для тебя», 2008 год

Фото: mathi.eu

Художница Трейси Эмин выполнила свою работу в традиционной технике неоновой надписи. Текст («Я чувствовала тебя и знала, что ты меня любил») может быть трактован и как любовное послание, и как и обращение к Богу. Инсталляция находится в Ливерпульском кафедральном соборе на постоянной экспозиции.

Южноафриканская художница Джейн Александер показала свою инсталляцию «Наблюдение (с Мыса Доброй Надежды)» в Кафедральном соборе святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке в 2013 году. Это была ее первая персональная выставка в США. Скульптуры посвящены теме апартеида. Автор просит задуматься о недостатке человеческих черт у людей.

Джейн Александер, «Наблюдение (с Мыса Доброй Надежды)», 2013 год

Фото: mark 75 / Flickr

Южноафриканская художница Джейн Александер показала свою инсталляцию «Наблюдение (с Мыса Доброй Надежды)» в Кафедральном соборе святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке в 2013 году. Это была ее первая персональная выставка в США. Скульптуры посвящены теме апартеида. Автор просит задуматься о недостатке человеческих черт у людей.

Выставка китайского художника Ай Вэйвэя прошла в рамках параллельной программы 55-й Венецианской биеннале в барочной церкви Сант-Антонин недалеко от площади Сан-Марко. В названии проекта «Диспозиция» игра слов: имеются в виду и расположение, и нравы. Ай Вэйвэй в этом проекте рассказывает о своем 81-дневном заключении за «экономические преступления». В конце концов, он был освобожден с формулировкой «как признавший свою вину и по состоянию здоровья».

Ай Вэйвэй, «Диспозиция», 2013 год

Фото: Gabriel Bouys / AFP

Выставка китайского художника Ай Вэйвэя прошла в рамках параллельной программы 55-й Венецианской биеннале в барочной церкви Сант-Антонин недалеко от площади Сан-Марко. В названии проекта «Диспозиция» игра слов: имеются в виду и расположение, и нравы. Ай Вэйвэй в этом проекте рассказывает о своем 81-дневном заключении за «экономические преступления». В конце концов, он был освобожден с формулировкой «как признавший свою вину и по состоянию здоровья».

Польский художник Павел Альтхамер специально для 7-й Берлинской биеннале устроил в церкви Святой Елизаветы в районе Митте «Конгресс рисовальщиков». Любой желающий мог украсить церковь своим рисунком.

Павел Альтхамер, «Конгресс рисовальщиков», 2012 год

Фото: berlinbiennale.de

Польский художник Павел Альтхамер специально для 7-й Берлинской биеннале устроил в церкви Святой Елизаветы в районе Митте «Конгресс рисовальщиков». Любой желающий мог украсить церковь своим рисунком.

Британский архитектор и художник Джон Поусон и фонд «Сваровски» в венецианском соборе Сан-Джорджо Маджоре установили стальную полусферу диаметром 1,2 метра с вогнутой линзой из оптического стекла, в которой отражалось внутреннее убранство собора. Полусфера стала даром австрийского фонда бенедиктинским монахам, которые проводят службы в храме.

Джон Поусон, «Перспективы», 2013 год

Фото: Stefania D'Alessandro / Getty Images / Fotobank

Британский архитектор и художник Джон Поусон и фонд «Сваровски» в венецианском соборе Сан-Джорджо Маджоре установили стальную полусферу диаметром 1,2 метра с вогнутой линзой из оптического стекла, в которой отражалось внутреннее убранство собора. Полусфера стала даром австрийского фонда бенедиктинским монахам, которые проводят службы в храме.

Выставка современного искусства «Двоесловие/Диалог» прошла в актовом зале храма святой Татианы при Московском университете. Проект был задуман как попытка конструктивного диалога между церковью и современными художниками. Участниками выставки были Никита Алексеев, Кирилл Асс, Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева, Константин Звездочетов, группа «Синий суп» и другие.

Художник Гор Чахал готовит выставку в храме святой Татианы, 2010 год

Фото: Светлана Привалова / «Коммерсантъ»

Выставка современного искусства «Двоесловие/Диалог» прошла в актовом зале храма святой Татианы при Московском университете. Проект был задуман как попытка конструктивного диалога между церковью и современными художниками. Участниками выставки были Никита Алексеев, Кирилл Асс, Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева, Константин Звездочетов, группа «Синий суп» и другие.

Выставка современного искусства «Сделано бразильцами» прошла в старой городской больнице Сан-Пауло этой осенью. В ней приняли участие 100 авторов: 50 из Бразилии и 50 иностранцев. Инсталляция португальской художницы Джоаны Васконселос заняла больничную часовню.

Джоана Васконселос, «Валькирия», 2014 год

Фото: Nacho Doce / Reuters

Выставка современного искусства «Сделано бразильцами» прошла в старой городской больнице Сан-Пауло этой осенью. В ней приняли участие 100 авторов: 50 из Бразилии и 50 иностранцев. Инсталляция португальской художницы Джоаны Васконселос заняла больничную часовню.

Каталонский художник Мигель Барсело по просьбе епископа оформил Пальмский собор (готический кафедральный собор и епископальная церковь в городе Пальма-де-Мальорка). Говорят, когда заказчик увидел готовую работу, он упал в обморок. Художник потратил на оформление собора семь лет и получил за это четыре миллиона евро.

Мигель Барсело, оформление Пальмского собора, 2007 год

Фото: Jaime Reina / AFP

Каталонский художник Мигель Барсело по просьбе епископа оформил Пальмский собор (готический кафедральный собор и епископальная церковь в городе Пальма-де-Мальорка). Говорят, когда заказчик увидел готовую работу, он упал в обморок. Художник потратил на оформление собора семь лет и получил за это четыре миллиона евро.

50 синих пластиковых улиток установила Cracking Art Group на крыше Миланского собора в 2012 году. Этой инсталляцией художники хотели привлечь внимание общественности к проблеме аварийного состояния собора. Реставрация началась в том же году и до сих пор продолжается.

Cracking Art Group, «Улитки», 2012 год

Фото: Luca Bruno / AP

50 синих пластиковых улиток установила Cracking Art Group на крыше Миланского собора в 2012 году. Этой инсталляцией художники хотели привлечь внимание общественности к проблеме аварийного состояния собора. Реставрация началась в том же году и до сих пор продолжается.

Алекс Брюер, также известный как Хенс (Hense), — уличный художник из Атланты.  По заказу расписал заброшенное здание церкви в столице США. Работа заняла две недели. Хенс считает, что уличное искусство должно быть понятно каждому и радовать прохожих. Церковь Friendship Baptist Church  построена в 1886 году.

Алекс Брюер расписал церковь в Вашингтоне, 2012 год

Фото: Miguel «M.i.G.» Martinez / hensethename.com

Алекс Брюер, также известный как Хенс (Hense), — уличный художник из Атланты. По заказу расписал заброшенное здание церкви в столице США. Работа заняла две недели. Хенс считает, что уличное искусство должно быть понятно каждому и радовать прохожих. Церковь Friendship Baptist Church построена в 1886 году.

Это живое дерево в заброшенной церкви — инсталляция японского художника Синдзи Тернера-Ямамото. Дерево было установлено в базилике святого Христа в Цинциннати (Огайо, США) японским художником Синдзи Тернером-Ямамото в рамках проекта «Подвешенный сад». Инсталляция — часть большого проекта, целью которого было показать отношения между человеком и природой. После выставки дерево посадили возле церкви.

Синдзи Тернер-Ямамото, «Подвешенный сад», 2013 год

Фото: globaltreeproject.org

Это живое дерево в заброшенной церкви — инсталляция японского художника Синдзи Тернера-Ямамото. Дерево было установлено в базилике святого Христа в Цинциннати (Огайо, США) японским художником Синдзи Тернером-Ямамото в рамках проекта «Подвешенный сад». Инсталляция — часть большого проекта, целью которого было показать отношения между человеком и природой. После выставки дерево посадили возле церкви.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше