Тайны Сноудена и геноцид в Индонезии, дружба русского и немца на фоне Великой Отечественной, особенности японской кулинарии и иранской цензуры, Пазолини и Эйзенштейн в качестве персонажей — «Лента.ру» выбирает фильмы и сюжеты стартующего 18 июня 37-го Московского международного кинофестиваля, которые нельзя пропустить.
Кадр: фильм «Тотем волка»
37-й ММКФ откроется новым фильмом мастера постколониальных мелодрам («Любовник») и большой исторической формы («Враг у ворот») Жан-Жака Анно, снятом с китайскими артистами во Внутренней Монголии эпосе о геноциде волков в Китае 1967-го.
Кадр: фильм «Милый Ханс, дорогой Петр»
В программе ММКФ есть отдельная секция, посвященная юбилею Победы, но самый важный военный фильм киносмотра покажут все-таки в основном конкурсе — «Милый Ханс, дорогой Петр» живого российского классика Александра Миндадзе рассказывает, как жернова истории размалывают дружбу немецкого и русского инженеров.
Кадр: фильм «Орлеан»
Черная комедия по-русски редко бывает действительно меткой — смешное и страшное в наших реалиях часто неотличимы. Надежда по исправлению ситуации на «Орлеан» — провинциальную макабрическую трагикомедию, снятую по сценарию Юрия Арабова, который безжалостно вскрывал абсурд отечественной жизни еще у Сокурова.
Кадр: фильм «Ночной кошмар»
Документалист Родни Эшер несколько лет назад в «Комнате 237» убедительно описал мир конспирологов, одержимых «Сиянием» Стэнли Кубрика, а в «Ночном кошмаре» изучает уже культурологический шлейф, который тянется за другим популярным хоррором — «Кошмаром на улице Вязов».
Кадр: фильм «Вдали от обезумевшей толпы»
Когда-то один из основоположников триеровской «Догмы 95», Томас Винтерберг теперь выворачивает наизнанку, обнажая механику, целые жанры — его новый фильм обращается с классическим романом Томаса Харди, как с материалом для эффектно-китчевой, не растекающейся романтическим томлением феминистской мелодрамы.
Кадр: фильм «Такси»
Наверное, главный фильм из тех, что в начале года показали на Берлинском кинофестивале, — партизанским образом снятое кино Джафара Панахи о том, как он сам, за свободомыслие приговоренный в Иране к запрету на профессию и домашнему аресту режиссер, попытался переквалифицироваться в таксисты. Из этой парадоксальной завязки в руках Панахи рождается настоящая комедия человеческого бытия.
Кадр: фильм «Земля картелей»
Обладатель сразу двух призов из документального конкурса последнего «Сандэнса» — основательная во всех смыслах картина упадка власти и подъема частной инициативы на бушующей от нарковойн границе США и Мексики.
Кадр: фильм «Реальность»
Французский абсурдист Квентин Дюпье (известный любителям электронной музыки как Mr. Oizo), снимавший такие шедевры беззаветно идиотической сатиры на человечество, как «Смени лицо» и «Шина», продолжает испытывать реальность на прочность своим юмором. На этот раз — в рамках психоаналитического дискурса.
Кадр: фильм «Citizenfour: Правда Сноудена»
Картина Лоры Пойтрас о том, как мир потрясли откровения бывшего сисадмина из Агентства национальной безопасности США Эдварда Сноудена, получила «Оскар» за лучший документальный фильм прошлого года абсолютно заслуженно: Пойтрас была среди тех, кому Сноуден рассказал о своих открытиях первым, а Citizenfour получился блестящим портретом пытающегося опутать мир информации своими щупальцами властного спрута, поступком не только режиссера, но и гражданина.
Кадр: фильм «Взгляд тишины»
Еще один документальный шедевр в программе ММКФ «Свободная мысль» — снятый Джошуа Оппенхаймером второй том психологической панорамы Индонезии после непризнанного геноцида инакомыслящих в 1970-х. Причем если «Акт насилия» забирался в подкорку палачей, то «Взгляд тишины» погружается в быт и мысли жертв и их родных — с еще более душераздирающими результатами.
Фото: Mario Anzuoni / Reuters. Фильм: «Просветление: сайентология и причуды веры»
Возможно, самый громкий документальный фильм минувшей весны, узнав о котором Церковь сайентологии развернула настоящую клеветническую компанию против режиссера Алекса Гибни и начала угрожать бывшим членам, появившимся в кадре с разоблачениями этой полусекты-полукорпорации. Лучшее, надо сказать, доказательство мощи картины.
Кадр: фильм «Ан»
Единственный фильм из программы недавнего Каннского фестиваля, добравшийся до ММКФ, — новая работа японки Наоми Кавасэ, стоит отметить, несколько изменившей навязчивому формализму своих прежних работ. «Ан» с неожиданной, напоминающей Одзу печальной теплотой наблюдает за душевными метаниями и мелочами жизни нескольких сотрудников кафе с выпечкой из сладких бобов.
Кадр: фильм «Крепкая орешина»
Возможно, самый дикий и обаятельный фильм ММКФ-2015 — шведская карикатура на жанр музыкальной драмы, по степени бесцеремонности и ностальгической веры в эстетику 1980-х сравнимая с «Кунг Фьюри». Да еще и повествующая о лесбийской панк-группе на тропе рок-баттла против ниндзя, киборгов и скейтерш.
Кадр: фильм «Рыцарь кубков»
В современном кино почти не осталось авторов, столь же бескомпромиссно верных своей эстетике, как Терренс Малик. Самый свежий на сегодня (он был в конкурсе Берлина-2015) фильм великого отшельника импрессионистской драматургией и визуальным расфокусом описывает историю о кризисе в личной жизни голливудского драматурга. С Кристианом Бэйлом, Кейт Бланшетт и Натали Портман.
Кадр: фильм «Фассбиндер: Любить, не требуя»
Совсем новая, к юбилею главного enfant terrible в истории немецкого кино снятая документальная эпитафия человеку, навеки застолбившему за собой аббревиатуру РВФ, служит на ММКФ хедлайнером большой и вдумчивой программы «Вокруг Фассбиндера». Среди прочего — как любимые фильмы классика (например, мелодрама Дугласа Сирка), так и главные работы его соратников и современников.
Кадр: фильм «Рай»
Учитывая, что самые передовые из массовых арт-картин до ММКФ из Канн в этом году не доехали, всем, кто интересуется новыми путями развития киноязыка, к обязательному посещению рекомендуется программа нового киноавангарда «Говорящее кино» в видеоарт-секции фестиваля. В ней — новый фильм живого классика французского экспериментального кино Алена Кавалье «Рай», а также работы культовых радикалов Йонаса Мекаса, Николя Рэя и Джеймса Беннинга.
Кадр: фильм «Клуб»
Главный, пожалуй, чилийский режиссер текущего момента Пабло Ларраин известен и у нас — в российский прокат выходило его выдающееся видеопогружение в пиночетовскую эпоху «Нет». «Клуб» едко и жестко вскрывает противоречия католицизма в истории о монастыре для провинившихся (в том числе педофилией) священнослужителей.
Кадр: фильм «Пазолини»
О странном, непроницаемом, то вспыхивающем вульгарностью, то пронзительно искреннем байопике о неистовом итальянце Пьере Паоло Пазолини, который с Уильямом Дефо в главной роли снял Абель Феррара, критики уже спорят до хрипоты. Когда-то убитый римскими рогацци провокатор-герой, и сам не оставлявший равнодушным никого, наверняка порадовался бы.
Кадр: фильм «Эйзенштейн в Гуанахуато»
Легко представить, как заклеймят Питера Гринуэя все борцы за светлый образ русских гениев, но применительно к его «Эйзенштейну» лучше отбросить предрассудки. Этот, прежде всего, психоэстетический портрет гения (основанный на истории его поездки в Мексику) и напугавшая русских эйзенштейноведов на Берлинале сцена гомосексуальной любви в парадоксальный мир одного из первых подлинных титанов кинематографа вписываются вполне.
Кадр: фильм «Наш запах»
Автор «Деток» и «Кена Парка» Ларри Кларк продолжает оставаться самым преданным певцом пытающейся жить на полную катушку молодежи. «Наш запах» при этом уводит его за океан — когда-то прославившийся запечатлением нигилизма бруклинских скейтеров-малолеток Кларк здесь ищет сердце подросткового бунта среди парижских пацанов на досках.