Дагестанский аул Кубачи на протяжении веков известен как центр оружейного дела и ювелирного мастерства. В советское время Кубачинский художественный комбинат, объединявший всех местных умельцев, обеспечил селу признание мирового уровня. Сегодня предприятие напоминает скорее заброшенный памятник былой эпохи, а почти все ювелиры работают самостоятельно, обустраивая мастерские на дому. Кубачинцы сетуют, что в современных экономических реалиях их ремесло становится менее прибыльным, а молодежь все чаще выбирает другие сферы деятельности и уезжает в города. «Лента.ру» публикует фотопроект Дмитрия Пантюхина, который несколько лет наблюдал за жизнью в Кубачи.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Вид на новую часть села, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Один из цехов Кубачинского художественного комбината, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Мастер Кубачинского художественного комбината работает над формой будущего изделия, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Полировочный цех Кубачинского художественного комбината, 2009 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Готовый набор из кувшина и бокалов, изготовленный в технике гравировки с чернением, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Дома в старой части села, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Кружок по ювелирному мастерству в кубачинской школе, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Мастер делает гравировку, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Ученица кубачинской школы на занятиях кружка по филиграни, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Ваза «Вожди» (1948 год) работы Гаджи-Бахмуда Магомедова в музее Кубачинского художественного комбината. На одной из граней виден портрет Сталина, которому изделие было преподнесено в подарок. Как говорят кубачинцы, после ХХ съезда КПСС в 1956 году и осуждения культа личности Иосифа Виссарионовича вазу намеревались уничтожить, однако ее удалось вернуть в Кубачи.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Кубачинцы — народ одного села, поэтому, даже покинув родные места, они не порывают связи с аулом. На свадьбу родственники съезжаются со всех уголков России. Поженить молодых считается важным именно в родном селе, по традиционным обрядам и обычаям.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Жених танцует с бутылкой коньяка в руке, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Женщины готовят угощение для гостей, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Молодожены Дауд и Мадина Магомедовы, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Свадебный торт с фигурками молодоженов, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Гость танцует с невестой и дарит ей деньги, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Невеста в окружении родственниц и подруг, 2015 год.
Фото: Дмитрий Чагин
Гости на свадьбе танцуют лезгинку, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Один из гостей лежит у порога в доме жениха, требуя выкуп за то, чтобы пропустить внутрь невесту, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Коровы пасутся в окрестностях села, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Женщины набирают воду в кувшины традиционной для Кубачи формы, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Кубачинский аксакал Гаджиомар Бахмудович Изабакаров, заслуженный художник РФ, заслуженный деятель искусств Дагестана, читает Коран на кладбище в день Курбан-байрама. 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
По четвергам на сельской площади разворачивается рынок. Традиционно четверг и пятница для кубачинцев — выходные дни, в которые не работает художественный комбинат (зато он работает в субботу и воскресенье). 2012 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Мастер Алибег Куртаев в домашней мастерской. За его работой наблюдает сын Рустам. 2015 год.
Фото: Дмитрий ЧагинФото: Дмитрий Пантюхин
Дети играют в машинах, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Корову режут на бойне, 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Пальтары (так в Кубачах называют ряженых в масках) в день Курбан-байрама. Мальчишки помладше наряжаются пальтарами и днем обходят дома, где им дают конфеты и другие сладости. К вечеру на улицах появляются пальтары постарше, которые отлавливают по селу младших или своих ровесников и в игровой форме бьют их. Впрочем, иногда игры перерастают в реальные стычки. 2015 год.
Фото: Дмитрий Пантюхин
Дети запускают воздушного змея, 2015 год.