Глобализация, рост больших городов — традиционная, коренная культура Севера России исчезает. Многие представители малочисленных северных народов живут в городах, практически не говорят на родном языке и почти ничего не знают о своих традициях. Но есть и те, кто стараются сохранить традиционный образ жизни, занимаются оленеводством и рыбной ловлей, отказываются переезжать в город. «Лента.ру» публикует первую часть фотопроекта Федора Телкова и Сергея Потеряева, который на протяжении нескольких лет снимал ненцев, хантов, манси и селькупов.
Фото: Федор Телков / Сергей Потеряев
«Медвежья гора» — самое крупное стойбище в Харампуровской тундре (расположено недалеко от национальной деревни Харампур). Тут больше десятка семей. Зимой почти все уезжают в города и поселки, чтобы переждать холода. А в теплые месяцы тут своего рода дача — съезжаются дети и внуки, чтобы собирать ягоды и ловить рыбу.
Фото: Федор Телков / Сергей Потеряев
В расположенную на одноименной реке деревню Харампур добраться непросто. Здесь нет постоянных автодорог, ближайшая железнодорожная станция находится в 70 километрах в Пурпе, а аэродром — в райцентре Тарко-Сале. Это 73 километра или около трех часов по занесенному снегом подобию дороги.
Фото: Федор Телков / Сергей Потеряев
В небольшом Варьёгане на берегу Агана чуть больше полутысячи жителей. Вместе с соседним Новоаганском — 10 тысяч человек. Тут три школы, есть детские сады и поликлиники, а также порядка 30 магазинов. За покупками жители Варьёгана обычно едут именно сюда.
Фото: Федор Телков / Сергей Потеряев
В самом Варьёгане тоже есть небольшая, работающая в одну смену, школа-интернат. Уроки начинаются в 8:30, в перерывах между занятиями ученики завтракают и обедают. В школе свой краеведческий музей.
Фото: Федор Телков / Сергей Потеряев
«Путь к Игриму оказался витиеват. Из Екатеринбурга до Приобья мы добрались на поезде, затем на катере "Метеор" два часа шли до Нарыкар, а оттуда часок по грунтовой дороге ехали на "пазике". Игрим — характерный для севера населенный пункт: песок, двухэтажные домики, окрашенные в различные цвета, редкие прохожие, небольшие магазинчики, дорогие продукты», — рассказывает Сергей Потеряев.
Фото: Федор Телков / Сергей Потеряев
Для обитателей стоящего на левом берегу реки Северная Сосьва Игрима рыболовство всегда было одним из основных занятий. Сегодня многие местные жители ловят сосьвинскую селедку (тугун), которая, по рассказам, бочками отправлялась к столу Иосифа Сталина. На рыбалку отправляются целыми семьями, даже беременные тут. Но попробовать тугуна проблематично. Все идет на «экспорт» — в Тюмени за ведро сосьвинской селедки дают 25 тысяч рублей.
Фото: Федор Телков / Сергей Потеряев
Кроме сосьвинской селедки, в близлежащих к Игриму реках еще множество ценной рыбы — муксун, таймень... Местные леса богаты дичью и дикоросами.
«В разговорах местные жители не единожды упоминали, что рыбы теперь меньше, вода грязнее, и стремительно развивается браконьерство», — рассказывает Сергей Потеряев.
Фото: Федор Телков / Сергей Потеряев
Как и в Варьёгане, в Харампуре есть школа-интернат. На ее гербе изображены чум, олень и ненецкий мальчик с книгой в руках. При школе работает этнографический комплекс, где дети могут познакомиться с культурой и бытом коренных малочисленных народов Севера. Кроме того, ученики выпускают газету ШИК — «Школьный информационный калейдоскоп».
Фото: Федор Телков / Сергей Потеряев
Статус города Тарко-Сале получил лишь в 2004 году. Сейчас здесь живет чуть более 20 тысяч человек. Ненцев — менее пяти процентов (около тысячи).
Фото: Федор Телков / Сергей Потеряев
Нижние Нарыкары входят в сельское поселение Перегребное. По местным меркам, большое — 3,7 тысячи человек. Тут три деревни и село. В деревне Верхние Нарыкары живет всего 10 человек. В 30-е годы XX века в Перегебное ссылали политзаключенных, теперь градообразующее предприятие и основное место работы — газокомпрессорная станция.