В петербургском центре РОСФОТО проходит первая ретроспективная выставка работ знаменитого советского фотографа Николая Гнисюка. Он снимал 60-й юбилейный «Оскар», дружил с Никитой Михалковым, Жаном Рено и другими именитыми режиссерами и сценаристами, а также успел прославить родное украинское село в цикле «Жители моей деревни». Лучшие черно-белые портреты кинозвезд первой величины и простых советских крестьян глазами Гнисюка — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
Николай родился в деревне Перекоринцы, окончил Рижское музыкальное училище и, по сути, совсем не учился фотографии в специальных заведениях. Еще в школе мать подарила ему первый фотоаппарат «Смена», с тех пор юный Микола снимал все, что видел вокруг.
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
В 1967 году Гнисюк смог пройти конкурс в журнал «Советский экран» и в течение 25 лет работал фоторепортером.
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
Талант Гнисюка ценили не только соотечественники: в 1988 году американская киноакадемия пригласила его на 60-ю юбилейную церемонию вручения премии «Оскар».
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
В общей сложности на обложке «Советского экрана» появились более 400 портретов советских и зарубежных киноактеров, которые позировали Гнисюку.
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
Родина Гнисюка — деревня Перекоринцы — стала основой для серии портретов крестьянских жителей. В цикле «Жители моей деревни» фотограф попытался передать уникальный уклад жизни людей, рядом с которыми он рос.
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
В 1970-е годы Гнисюк сосредоточился на создании серии черно-белых портретов. Ему охотно позировали советские и зарубежные актеры, режиссеры, со многими из них он дружил.
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
Будучи подростком, он попал в военно-духовой оркестр, где провел пять лет. Миколе досталась труба, ему выпало играть с Раймондом Паулсом, но из-за внезапного обморока на выступлении дорога в оркестр ему закрылась. Но это не помешало ему привнести музыку в свои работы.
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
Творческий путь Гнисюка-фотографа начался в Риге. Там он устроился по объявлению на Рижскую киностудию проявщиком кинопленки, но вскоре ему посоветовали идти учиться на ассистента кинооператора.
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
На киностудии Николай начал заниматься фотографией профессионально. По его признанию, важную роль в его становлении сыграл латвийский фотохудожник Гунар Бинде.
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
Сценарист и режиссер Надежда Майданская, вдова Николая Гнисюка, хранит сотни работ покойного мужа, среди которых портреты Елены Соловей, Анни Жирардо, Александра Абдулова, Олега Янковского, Аллы Демидовой, Евгения Леонова, Отара Иоселиани, Акиры Куросавы, Андрея Миронова, Ларисы Шепитько, Жан-Люка Годара, Софи Лорен, Альберто Моравиа, Марчелло Мастроянни и многих других.
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
Гнисюк единственный из фотографов был удостоен звания заслуженного деятеля искусств России.
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
Выставки работ Гнисюка проходили в США, Германии, Франции, Италии, Польше, Швейцарии, Вьетнаме и других странах.
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
Именитый фотограф работал с Элемом Климовым, Глебом Панфиловым, Никитой Михалковым, Эльдаром Рязановым, Георгием Данелия и другими знаменитыми режиссерами. Он водил тесную дружбу с Милошем Форманом и Марчелло Мастроянни, а Роберт де Ниро открывал его персональную выставку в Лос-Анджелесе.
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
По словам Надежды Майданской, Гнисюк фотографировал тех, кого любил. Людей «с душком» он фотографировал быстро, чтобы магия любви не рассеялась, поскольку иначе у него ничего бы не получилось.
Фото: Николай Гнисюк / предоставлено РОСФОТО
Он всегда снимал на пленку и предпочитал черно-белый формат, поскольку считал, что цвет убивает фотоискусство.
Николай Гнисюк скончался в 2007 году после продолжительной болезни и был похоронен на Троекуровском кладбище.