30 октября в Москве — а через несколько дней и еще в 21 городе России — стартует фестиваль «Новое британское кино». Это хорошая возможность убедиться, какие причудливые и разнообразные формы способен приобретать современный английский кинематограф: в нем по-прежнему находится место как для почестей священным коровам местной культуры (от королевы Виктории до Моррисси с Винни Пухом), так и для сакрального кровопускания, причем на американской земле (как в «Убийстве священного оленя» выписанного из Греции провокатора Йоргоса Лантимоса). «Лента.ру» рассказывает о лучших фильмах программы. Полное расписание показов можно посмотреть на сайте фестиваля
Кадр: фильм «Убийство священного оленя»
Нашумевшее в Каннах (и выигравшее там приз за лучший сценарий) «Убийство священного оленя» написано и снято греком Йоргосом Лантимосом, задействует в главных ролях ирландца Колина Фаррелла и австралийку Николь Кидман, разворачивается в Америке — но все это на британские деньги, поэтому имеет полное право считаться фильмом местным. Куда важнее производственных парадоксов подход Лантимоса к кино. Он по-прежнему возводит грешки, загоны и заморочки современных обывателей до страстей, достойных классической, придуманной его земляками пару с лишним тысяч лет назад трагедии — теперь в виде истории о странной дружбе хирурга с сыном пациента и в еще более первертном и монотонном, чем в «Лобстере», формате.
Кадр: фильм «Божья земля»
Эффектный режиссерский дебют Фрэнсиса Ли уже успели окрестить йоркширским ответом «Горбатой горе» — когда в действительности эта история любви шотландского фермера и румынского сезонного рабочего давит совсем на другие болевые точки: Ли, например, откровенно, почти до натурализма снимает и секс, и коровники. Полноценным третьим главным героем становится и сам ландшафт этой божьей земли — насколько величественный, настолько же и подавляющий, безучастный к разворачивающимся на его фоне страстям.
Кадр: фильм «Бесит быть нормальным»
На «Новом британском кино» покажут также фильмы о Моррисси времен The Smiths («Англия принадлежит мне») и Алане Милне времен Винни-Пуха («Прощай, Кристофер Робин»), но несколько интереснее сделан байопик шотландского психиатра Р. Д. Лэйнга, снятый Робертом Мулланом (когда-то прославившимся ролью дилера Матери-настоятельницы в «На игле»). В первую очередь дело в том, что это фильм не только о самом человеке из ЖЗЛ (Лэйнга сыграл Дэвид Теннант), но и о его остающихся важными идеях — от влияния семьи на детское душевное нездоровье до возможности лечить взрослых больных с помощью ЛСД.
Кадр: фильм «Дыши ради нас»
Режиссерским дебютом Энди Серкиса — лучшего в мире актера для технологии motion capture (он давно заслужил «Оскар» если не Голлумом из «Властелина колец», так Цезарем из «Планеты обезьян») — «Новое британское кино» закроется. Пожалуй, это будет подходяще жизнеутверждающая нота: судьбу Робина Кавендиша (Эндрю Гарфилд), 40 лет прожившего с полиомиелитом и ставшего пионером борьбы за права людей с инвалидностью, Серкис пересказывает не без слащавости.
Кадр: фильм «Город тусклых огней»
Пять лет назад Пит Трэвис снял довольно прискорбную адаптацию-ремейк «Судьи Дредда», но «Городом тусклых огней» он, пожалуй, несколько исправит репутацию. С одной стороны, это типичный британский нуар, с другой — Трэвис сделал почтенному, некогда запущенному «Ночью и городом» жанру адекватный современный апдейт (пропавшую проститутку герой ищет в лабиринтах пролетарско-эмигрантских окраин) и освежил лицо классическому сыщику: Риз Ахмед, конечно, уже отметился и в «Звездных войнах», и в «Однажды ночью» на HBO, но, скажем, в традиционном британском детективе герой с таким происхождением был бы невозможен еще двадцать лет назад.
Кадр: фильм «Виктория и Абдул»
Один из самых респектабельных режиссеров современного британского кино Стивен Фрирз в своем новом фильме возвращается к теме местной монархии — на этот раз на сюжете о беспрецедентно теплых отношениях уже пожилой королевы Виктории (царственная Джуди Денч) и преподававшего ей урду индийца Абдула Карима. Фрирзу хватает наглости время от времени оживлять церемониал элементами комедии (затрагиваются темы королевского пищеварения и храпа) — но в целом за пределы традиционной костюмной драмы о почти сакрального статуса фигуре он не выходит.
Кадр: фильм «Моя кузина Рэйчел»
Полвека назад в экранизации одноименного готического романа Дафны Дю Морье играли Ричард Бертон и Оливия ДеХавилланд. В адаптации Роджера Мичелла те же роли юного кузена покойного британского лорда и его убийственно загадочной вдовы отведены уже Сэму Клафлину и Рэйчел Вайс. Сюрприз в том, что фильм у Мичелла вышел, пожалуй, даже лучше: он не доводит готический саспенс до китча, как Гильермо Дель Торо в «Багровом пике», и оставляет достаточно простора для выдающегося перформанса Рэйчел Вайс.
Кадр: фильм «Жду тебя»
«Жду тебя» — первый режиссерский проект Чарльза Гэррада, но кино и, если брать шире, искусство он делает уже несколько десятилетий: в качестве художника, дизайнера, художника-постановщика. Тем неожиданнее смотреть его фильм — подчеркнуто сдержанную драму, ищущую правду не столько в устройстве кадра, сколько в лицах и эмоциях тех, кто в нем обитает. Не смущает даже то, что в сюжет о поездке североирландского юноши на юг Франции — на поиски скелетов в шкафу своего свежепреставившегося отца — немудрено фигурирует натуральный, а вовсе не символический скелет в шкафу.
Кадр: фильм «Дафна»
«Дафна» — пожалуй, одна из самых приятных неожиданностей британского проката последних несколько месяцев: кажется, у фильма Питера Маки Бернса еще не было даже ни одной ругательной рецензии. Вполне заслуженно: дебютирующий в режиссуре Бернс обходится без дешевой мелодраматики и пущей эксцентрики, создавая портрет современной лондонской женщины на пороге 30: Дафна работает поваром в ресторане, у нее обезоруживающе рыжие волосы и нет никакого желания стремиться к любому из многочисленных в кино о девушках нашего времени типажей.
Кадр: фильм «Вечеринка»
Репутация Салли Поттер более-менее безупречна: она в свое время сняла, например, «Орландо», а с «Вечеринкой» соревновалась в основном конкурсе Берлинале. Формально к этому черно-белому, выразительному и острому на язык кино тоже особенно не придерешься. История свернувшего не туда ужина в честь попадания главной героини в элитную обойму оппозиционной партии хорошо разыграна (задействованы артиста уровня Кристин Скотт Томас, Тимоти Сполла и Киллиана Мерфи) и смешит достаточно часто — хотя и не настолько, чтобы не замечать некоторой герметичности и ограниченности идей Поттер о грехах верхушки британского среднего класса.