Карл Лагерфельд, умерший 19 февраля 2019 года, считался последним из великих кутюрье прошлого века. Он стоял в одном ряду с «Великой мадемуазель» Коко Шанель, основательницей модного дома, которому дизайнер посвятил почти четыре десятка лет жизни, а также с Пьером Бальменом, Кристобалем Баленсиагой, Ивом Сен-Лораном, Юбером де Живанши.
Сын состоятельного гамбургского предпринимателя, Лагерфельд не стал наследовать респектабельную профессию отца: после Второй мировой он уехал в Париж, чтобы поступить на учебу в Синдикат высокой моды. Талант молодого немца сразу заявил о себе: через пару лет учебы он получил премию за дизайн шерстяного пальто, а мэтр Пьер Бальмен пригласил его в свой модный дом. После Balmain и до дома Chanel, который он возглавил в 1983 году и оставался на своем посту до конца жизни, Лагерфельд поработал в Chloé, Krizia, Charles Jourdan и Fendi, а в середине 1970-х основал модную марку своего имени. Но главным для модельера был, конечно, дом Chanel, который он провел через все модные перипетии конца XX — начала XXI века, да так умело, что практически все, что выпускалось под этой маркой, — от брошей и туфель до сумок и вечерних платьев — моментально становилось объектом желания.
Кроме занятий модой, Карл Лагерфельд увлекался фотографией и графикой. Его fashion-съемки выглядели чрезвычайно профессиональными и одновременно характерными, по фактуре напоминая старинные дагерротипы. Графика Лагерфельда тоже была очень характерно-узнаваемой: из привычки к наброскам эскизов вырос самобытный художник-карикатурист, который не стеснялся рисовать то, о чем думал — например, продюсера Харви Вайнштейна со свиным пятачком. Еще одной слабостью великого кутюрье было коллекционирование книг. Лагерфельд не только собирал библиографические редкости, но и сам издавал книги, в том числе альбомы своих фотографий. Он открыл в Париже издательство 7L и галерею Lagerfeld Gallery — Studio 7L. Многие годы после смерти своего партнера Жака де Башера Лагерфельд жил один. Последние годы кутюрье скрасила его кошка Шупетт, которой он посвящал рисунки, аксессуары и капсульные коллекции одежды с ее изображением.
Фото: Jean-Regis Roustan / East News
Когда Карл Лагерфельд был арт-директором дома Chloé, в его коллекциях появлялись струящиеся силуэты, яркие цвета, броские принты — все, что стало потом хрестоматийными символами стиля 1970-х.
Фото: Roger-Viollet / East News
Любовь к темным очкам, которые стали неотъемлемой частью чуть агрессивного имиджа модельера в зрелые годы и в старости, началась у него еще в 1960-е. Однако среди архивных фото молодого Лагерфельда есть трогательные, почти домашние снимки без очков.
Фото: Gerard Decaux / REX / Shutterstock
Хотя модельер никогда не скрывал своей нетрадиционной ориентации, он никогда не отказывался фотографироваться с моделями: его импозантная внешность своеобразно оттеняла его же собственные творения.
Фото: Patrick Siccoli / SIPA / East News
Природный артистизм и стремление к театральности не покидали Лагерфельда на протяжении всей жизни. В 1978 году он организовал в Париже «Венецианский бал», а позже кутюрье превращал показы Chanel в настоящие спектакли.
Фото: REX / Shutterstock
На показах Chanel в нарядах от Лагерфельда дефилировали лучшие из лучших: супермодели 1980-х во главе с Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл и лицо 1990-х — Кейт Мосс.
Фото: Bernard Weil / Toronto Star via Getty Images
Начиная с 1983 года, Лагерфельд неизменно выходил на поклон на всех показах Chanel. Нередко — под руку с моделью, которая была его фавориткой на тот момент.
Фото: REX / Shutterstoc
Будущая первая леди Франции Карла Бруни не отказывалась участвовать в дефиле именной марки Лагерфельда.
Фото: Gao Jing / East News
С каждым годом показы Chanel, сценографией которых занимался Лагерфельд, все больше походили на масштабные театрализованные шоу, подчиненные какой-то единой теме. Показ сезона осень-зима 2012/2013 напоминал сказку о путешествии в страну драгоценных камней.
Фото: Christophe Guibbaud / East News
Декорациями показа круизной линии 2012-2013 Карл Лагерфельд выбрал фонтаны и клумбы Версальского парка.
Фото: ASLAN / East News
Показы на природе или в «декорациях» городских улиц нравились Лагерфельду своей подлинностью и атмосферой сопричастности, объединявшей моделей, зрителей и случайных зевак.
Фото: Jacques Brinon / AP
Дом Chanel не выпускал мужскую одежду, но для своего показа в пасторальной стилистике XVIII столетия среди стогов сена Лагерфельд пригласил на подиум и мужчин-моделей.
Фото: Christophe Ena / AP
Для показа сезона осень-зима 2008-2009 в декорации превратили знаковые вещи дома Chanel: жакет из букле и массивную бижутерию из искусственного жемчуга.
Фото: MPI / East News
Кроме создания платьев, Лагерфельд любил и фотографировать свои творения. Съемки он режиссировал не менее тщательно, чем показы, а затем издавал альбомы своих фото.
Фото: Nicolas Briquet / East News
Модельер всегда был поклонником броских аксессуаров: помимо черных очков, он носил массивные цепи, браслеты и перчатки автогонщика.
Фото: Bertrand Rindoff Petroff / Getty Images
На поклон после своих последних показов Лагерфельд выходил вместе с директором креативной студии Chanel Вирджини Виар. Круизная коллекция 2018/2019 напоминала о «Титанике».
Фото: Francois Durand / Getty Images
В финале показа, декорации которого были стилизованы под гигантский супермаркет, Лагерфельд вышел на поклон с одной из своих фавориток 2010-х — моделью Карой Делевинь.
Фото: Ernesto Ruscio / Getty Images
Под показ Chanel Metiers d'Art 2015/16 сняли павильон римской киностудии Cinecitta. Вместе с моделями по подиуму прошли мужчины и дети, одетые в стиле середины XX века.
Фото: Capital Pictures / East News
Показ сезона весна-лето 2019 стал поистине грандиозным: традиционное место своих дефиле, парижский Гран-Пале, Лагерфельд превратил в тропический пляж с настоящим песком и даже имитацией настоящего прибоя. Это был последний показ, после которого Карл Лагерфельд лично вышел на поклон.
Фото: Jens Kalaene / East News
Кроме язвительных карикатур, модельер любил рисовать свою питомицу, кошку бирманской породы по кличке Шупетт.
Фото: Elizabeth Pantaleo / REX / Shutterstock
На поклон в финале своего последнего прижизненного показа Лагерфельд уже не вышел: гостей приветствовала только Вирджини Виар, которую назвали преемницей модельера на посту креативного директора дома Chanel.
Фото: Vittorio Zunino Celotto / Getty Images for Conde' Nast International Luxury Conference
Многие называли великого кутюрье «сложным человеком», но он умел быть и чертовски обаятельным.