«Пока весь мир следит за войной» Разруха, шик и крах советской эпохи: судьба России на снимках 90-х

ЦиклЧто нового россияне узнали о стране и о себе
12 фото

Игорь Мухин — один из самых значимых российских фотографов, начавший работать еще в 80-е годы. На его снимках — как известные люди, так и простые обыватели, застывшие и в то же время абсолютно живые. Сложно понять, какого года та или иная фотография. «Снимаешь в 17-19 годах, а получаются 90-е, — говорит Мухин. — Может быть, видение у меня такое, сломанный глаз. Мой почерк — он выглядит таким образом, и неважно, снимаешь ты тогда или сегодня». В преддверии выхода четвертого номера глянцевого самиздата «СВОЙ», который будет посвящен фотографиям, сделанным Мухиным в 90-е годы, «Лента.ру» публикует галерею, состоящую из снимков повседневности того времени. Краудфандинговая кампания, начатая для того, чтобы выход журнала стал возможным, все еще не закончена — поучаствовать в ней можно по ссылке.

«Я снимал рок-н-ролльную молодежь в СССР: Гребенщикова, Цоя, публику на концертах… Потом у меня был перерыв. Снимать город было практически невозможно — рухнула империя, люди потеряли работу, была сильная агрессия», — рассказывает Мухин. Середина 90-х для него — это попытка вернуться на улицу и начать снова заниматься стрит-фотографией.

Александровский сад. 1997 год

Фото: Игорь Мухин

«Я снимал рок-н-ролльную молодежь в СССР: Гребенщикова, Цоя, публику на концертах… Потом у меня был перерыв. Снимать город было практически невозможно — рухнула империя, люди потеряли работу, была сильная агрессия», — рассказывает Мухин. Середина 90-х для него — это попытка вернуться на улицу и начать снова заниматься стрит-фотографией.

Как говорит фотограф, если посмотреть в Instagram, то можно увидеть, что люди с удовольствием едут снимать красоты других стран. Другое дело — снимать столицу родины во время катастрофы. Целующиеся подростки, бабушки, дети... Все это происходит во время войны — первой чеченской, второй чеченской. «Эти фотографии сделаны для того, чтобы сохранить драйв Москвы, в то время как весь мир следит за войной», — объясняет Мухин.

Москва. Зарядье. 1998 год

Фото: Игорь Мухин

Как говорит фотограф, если посмотреть в Instagram, то можно увидеть, что люди с удовольствием едут снимать красоты других стран. Другое дело — снимать столицу родины во время катастрофы. Целующиеся подростки, бабушки, дети... Все это происходит во время войны — первой чеченской, второй чеченской. «Эти фотографии сделаны для того, чтобы сохранить драйв Москвы, в то время как весь мир следит за войной», — объясняет Мухин.

Это была работа с планом в руках. Закончив очередной проект, в 1993 году Мухин набрасывает примерный список того, что хочет снять в рамках нового. Конечно, не все его пункты удалось выполнить — а некоторые еще и добавились. Играющие во дворах дети постепенно исчезли. На смену советским праздникам пришли не совершенно новые российские, а видоизмененные торжества времен погибшей империи.

Таганская площадь

Фото: Игорь Мухин

Это была работа с планом в руках. Закончив очередной проект, в 1993 году Мухин набрасывает примерный список того, что хочет снять в рамках нового. Конечно, не все его пункты удалось выполнить — а некоторые еще и добавились. Играющие во дворах дети постепенно исчезли. На смену советским праздникам пришли не совершенно новые российские, а видоизмененные торжества времен погибшей империи.

В новой России на 9 мая перестали проводить парады. Праздник Победы отмечали митингами оппозиционно настроенные силы, которые шли в том числе по Тверской улице. По словам Мухина, власть проиграла выборы в Думу в 1995 году, и у патриотов-консерваторов появился душевный подъем и надежда на реванш в будущем.

9 мая, Тверская улица. 1998 год

Фото: Игорь Мухин

В новой России на 9 мая перестали проводить парады. Праздник Победы отмечали митингами оппозиционно настроенные силы, которые шли в том числе по Тверской улице. По словам Мухина, власть проиграла выборы в Думу в 1995 году, и у патриотов-консерваторов появился душевный подъем и надежда на реванш в будущем.

«Я запомнил эту старушку, потому что на Тверской тогда появились новые рекламные билборды, и тут такое совпадение — новая реклама и протестный митинг, так же, как и на фотографии 1998 года, только тут виден фасад других зданий», — рассказывает Мухин.

9 мая, Тверская улица. 1996 год

Фото: Игорь Мухин

«Я запомнил эту старушку, потому что на Тверской тогда появились новые рекламные билборды, и тут такое совпадение — новая реклама и протестный митинг, так же, как и на фотографии 1998 года, только тут виден фасад других зданий», — рассказывает Мухин.

«Когда эту фотографию используют в книгах или на выставках, она рифмуется с уходом советской эпохи», — рассказывает Мухин. В тот же год на здании Исторического музея поднимутся двухметровые бронзовые орлы. Звезды, соседствовавшие с уличными фонарями, исчезают, и появляются новые символы — символы царской России.

Петровка. 1997 год

Фото: Игорь Мухин

«Когда эту фотографию используют в книгах или на выставках, она рифмуется с уходом советской эпохи», — рассказывает Мухин. В тот же год на здании Исторического музея поднимутся двухметровые бронзовые орлы. Звезды, соседствовавшие с уличными фонарями, исчезают, и появляются новые символы — символы царской России.

Март 1991 года. Ельцин переподчинил себе милицию и армию. Проходят митинги. Впервые в новейшей истории России главную улицу столицы перегородила милиция со щитами. «Жители СССР это увидели в первый раз, и люди разглядывали все это как на ВДНХ, как в музее», — говорит Мухин.

Москва. Улица Горького. 28 марта 1991 года

Фото: Игорь Мухин

Март 1991 года. Ельцин переподчинил себе милицию и армию. Проходят митинги. Впервые в новейшей истории России главную улицу столицы перегородила милиция со щитами. «Жители СССР это увидели в первый раз, и люди разглядывали все это как на ВДНХ, как в музее», — говорит Мухин.

Тарас и Лена — танцоры из группы, занимающейся современным танцем. Возможно, устав от студии, они решили выйти на городские улицы. «Мы прошлись какое-то время по Тверской улице и сделали десяток классных работ», — комментирует снимок Мухин.

Тарас и Лена. Телеграф. 1996 год

Фото: Игорь Мухин

Тарас и Лена — танцоры из группы, занимающейся современным танцем. Возможно, устав от студии, они решили выйти на городские улицы. «Мы прошлись какое-то время по Тверской улице и сделали десяток классных работ», — комментирует снимок Мухин.

Книжные развалы на Площади трех вокзалов — Комсомольской. «Тяга к новым книгам была — все хотели купить Платонова, переиздания Булгакова, но я на этих развалах ни разу ничего не приобрел», — признается Мухин. На этих лотках — специальная подборка книжек, которые люди читают в электричках. Дешево, сердито, зато не заскучаешь в пути.

Комсомольская площадь. 1995 год

Фото: Игорь Мухин

Книжные развалы на Площади трех вокзалов — Комсомольской. «Тяга к новым книгам была — все хотели купить Платонова, переиздания Булгакова, но я на этих развалах ни разу ничего не приобрел», — признается Мухин. На этих лотках — специальная подборка книжек, которые люди читают в электричках. Дешево, сердито, зато не заскучаешь в пути.

«Это просто улица в центре, где можно было всегда купить холодное пиво и паленое курево. Везде ходили бабушки, дедушки с большими сумками, продавали нелегальный алкоголь и табачную продукцию», — объясняет фотограф.

ГУМ. 1998 год

Фото: Игорь Мухин

«Это просто улица в центре, где можно было всегда купить холодное пиво и паленое курево. Везде ходили бабушки, дедушки с большими сумками, продавали нелегальный алкоголь и табачную продукцию», — объясняет фотограф.

Несмотря на несколько фривольный вид девушек, Мухин говорит, что мероприятие, которое они собираются посетить, вполне серьезное. В концертном зале «Россия» проводилась церемония вручения какой-то премии, на которую они и идут.

Пушкинская площадь. 1998 год

Фото: Игорь Мухин

Несмотря на несколько фривольный вид девушек, Мухин говорит, что мероприятие, которое они собираются посетить, вполне серьезное. В концертном зале «Россия» проводилась церемония вручения какой-то премии, на которую они и идут.

Мухин продолжает фотографировать повседневную жизнь москвичей и сейчас — на черно-белую пленку. «Что-то не сложилось у меня с цифрой, — признается он. — Пленка дает возможность сохранить момент, ведь нет возможности посмотреть, что я уношу со съемочной площадки».

День города. Тверская улица. 1997 год

Фото: Игорь Мухин

Мухин продолжает фотографировать повседневную жизнь москвичей и сейчас — на черно-белую пленку. «Что-то не сложилось у меня с цифрой, — признается он. — Пленка дает возможность сохранить момент, ведь нет возможности посмотреть, что я уношу со съемочной площадки».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше