Как женщины делают это Шесть девушек-фотографов прославились в эпоху, когда репортажи снимали только мужчины

10 фото

В музее Нью-Йоркского исторического общества с 28 июня по 6 октября проходит выставка, которая вносит серьезную и важную поправку в картину мира, где правила, каноны и классические образцы репортажной фотографии являются делом исключительно мужских рук. Экспозиция собрала вместе лучшие работы шести женщин, регулярно снимавших большие фотопроекты для исторически главного американского фотожурнала Life еще в совсем не женский для фотожурналистики период с конца 1930-х по 1970-е, — и доказывает, что были сюжеты, темы и кадры, которые невозможно было адекватно передать через призму мужского взгляда и без которых при этом мы уже не представляем себе Америку ХХ века.

Для журнала LIFE, в середине ХХ века доказавшего, что качественная и социально важная журналистика вполне может опираться не на текст, а на фотографии, Хансен сняла большой проект, рассказавший о широте вклада американских женщин во Вторую мировую войну. За время последней более 150 тысяч дам вступили в вооруженные силы страны — тысячи из них приняли участие в боевых действиях.

Мари Хансен, фотография из цикла «Женский вспомогательный территориальный корпус», 1942

Фото: Marie Hansen / LIFE Picture Collection, Meredith Corporation

Для журнала LIFE, в середине ХХ века доказавшего, что качественная и социально важная журналистика вполне может опираться не на текст, а на фотографии, Хансен сняла большой проект, рассказавший о широте вклада американских женщин во Вторую мировую войну. За время последней более 150 тысяч дам вступили в вооруженные силы страны — тысячи из них приняли участие в боевых действиях.

За тем, как проходит военная подготовка для записавшихся в армию женщин, Хансен следила в учебке города Дес-Мойнс в штате Айова. При этом в ее опирающейся на многофигурные снимки фотоистории была главная героиня, на ее примере Хансен показывала этапы, которые проходили американки на пути к службе: на одном снимке бывшей работнице бумажной фабрики укорачивают волосы под армейский стандарт, на другом она показывает мужчине-инспектору, подходят или нет под устав ее чулки, на третьем предстает перед камерой в противогазе, неотличимая от сотен других новобранцев женского пола.

Мари Хансен, фотография из цикла «Женский вспомогательный территориальный корпус», 1942

Фото: Marie Hansen / LIFE Picture Collection, Meredith Corporation

За тем, как проходит военная подготовка для записавшихся в армию женщин, Хансен следила в учебке города Дес-Мойнс в штате Айова. При этом в ее опирающейся на многофигурные снимки фотоистории была главная героиня, на ее примере Хансен показывала этапы, которые проходили американки на пути к службе: на одном снимке бывшей работнице бумажной фабрики укорачивают волосы под армейский стандарт, на другом она показывает мужчине-инспектору, подходят или нет под устав ее чулки, на третьем предстает перед камерой в противогазе, неотличимая от сотен других новобранцев женского пола.

Маргарет Бурк-Уайт — вопреки стереотипу о том, что первопроходцами фотографии во всех ее жанрах были строго мужчины — стала одним из четырех первых фотографов, которых журнал LIFE принял в штат в 1936 году. Ее фирменным репортажем — впоследствии выпущенным отдельной книгой — стала одна из первых работ для журнала, серия снимков сделанных в путешествии по еще не оправившимся от Великой депрессии западным штатам: Бурк-Уайт обращала особое внимание на масштабные строительные проекты, с помощью которых правительство Франклина Д. Рузвельта пыталось реанимировать экономику региона.

Маргарет Бурк-Уайт, фотография из цикла «Дикий Запад Франклина Рузвельта», 1936

Фото: Margaret Bourke-White / LIFE Picture Collection, Meredith Corporation

Маргарет Бурк-Уайт — вопреки стереотипу о том, что первопроходцами фотографии во всех ее жанрах были строго мужчины — стала одним из четырех первых фотографов, которых журнал LIFE принял в штат в 1936 году. Ее фирменным репортажем — впоследствии выпущенным отдельной книгой — стала одна из первых работ для журнала, серия снимков сделанных в путешествии по еще не оправившимся от Великой депрессии западным штатам: Бурк-Уайт обращала особое внимание на масштабные строительные проекты, с помощью которых правительство Франклина Д. Рузвельта пыталось реанимировать экономику региона.

Отдельное место в экспозиции занимают кадры, в итоге не попавшие на страницы LIFE. И если опубликованными в цикле Лизы Ларсен по итогам ее поездки в Советский Союз в 1956-м (во время визита в Москву маршала Югославии Иосипа Броза Тито) оказались фотографии, подчеркивающие официоз и помпезность устроенного в честь балканского диктатора парада, то в неиспользованных журналом снимках Ларсен больше внимания уделяет доле простых людей с обочин грандиозной советской стройки коммунизма.

Лиза Ларсен, неопубликованный снимок из цикла «Тито стал советским героем — как же изменились времена», 1956

Фото: Lisa Larsen / LIFE Picture Collection, Meredith Corporation

Отдельное место в экспозиции занимают кадры, в итоге не попавшие на страницы LIFE. И если опубликованными в цикле Лизы Ларсен по итогам ее поездки в Советский Союз в 1956-м (во время визита в Москву маршала Югославии Иосипа Броза Тито) оказались фотографии, подчеркивающие официоз и помпезность устроенного в честь балканского диктатора парада, то в неиспользованных журналом снимках Ларсен больше внимания уделяет доле простых людей с обочин грандиозной советской стройки коммунизма.

Чтобы увидеть в 1956 году Тито, на московские улицы высыпали тысячи человек — фотографии Ларсен, запечатлевшие эту невероятную толкучку, одновременно передают как эпический простор советских публичных пространств (например, попавшие в этот кадр окрестности Киевского вокзала, на который и прибывал югославский вождь), так и, кажется, саму экзистенциальную тесноту тотального советского общежития середины 1950-х, в условиях которого любой человек смотрится случайным, незначительным свидетелем на фоне большой истории.

Лиза Ларсен, неопубликованный снимок из цикла «Тито стал советским героем — как же изменились времена», 1956

Фото: Lisa Larsen / LIFE Picture Collection, Meredith Corporation

Чтобы увидеть в 1956 году Тито, на московские улицы высыпали тысячи человек — фотографии Ларсен, запечатлевшие эту невероятную толкучку, одновременно передают как эпический простор советских публичных пространств (например, попавшие в этот кадр окрестности Киевского вокзала, на который и прибывал югославский вождь), так и, кажется, саму экзистенциальную тесноту тотального советского общежития середины 1950-х, в условиях которого любой человек смотрится случайным, незначительным свидетелем на фоне большой истории.

На обложку самого первого выпуска LIFE был вынесен снимок, сделанный женщиной — один из кадров, отснятых Маргарет Бурк-Уайт на строительстве гигантской дамбы Форт-Пек в штате Монтана. Этот снимок одной из турбин будущей плотины также вошел в созданную Бурк-Уайт фотоисторию.

Маргарет Бурк-Уайт, фотография из цикла «Дикий Запад Франклина Рузвельта», 1936

Фото: Margaret Bourke-White / LIFE Picture Collection, Meredith Corporation

На обложку самого первого выпуска LIFE был вынесен снимок, сделанный женщиной — один из кадров, отснятых Маргарет Бурк-Уайт на строительстве гигантской дамбы Форт-Пек в штате Монтана. Этот снимок одной из турбин будущей плотины также вошел в созданную Бурк-Уайт фотоисторию.

Марта Холмс начала сотрудничать с LIFE в 1944-м. Наибольшую известность ей принесли снимки Билли Экстайна, легендарного джазового певца эры свинга, который был смешанных кровей. Поэтому для сегрегированной Америки 1950 года этот снимок, где Экстина обнимает белая девушка, был настоящей провокацией. Сама Холмс говорила, что ее фотография показывает «мир, каким он должен быть в идеале».

Марта Холмс, фотография из цикла «Мистер Б.», 1950

Фото: Martha Holmes / LIFE Picture Collection, Meredith Corporation

Марта Холмс начала сотрудничать с LIFE в 1944-м. Наибольшую известность ей принесли снимки Билли Экстайна, легендарного джазового певца эры свинга, который был смешанных кровей. Поэтому для сегрегированной Америки 1950 года этот снимок, где Экстина обнимает белая девушка, был настоящей провокацией. Сама Холмс говорила, что ее фотография показывает «мир, каким он должен быть в идеале».

Та дилемма, которая вынесена в название одного из лучших фоторепортажей за всю историю LIFE, это выбор, который стоял перед женщинами послевоенной Америки — выходить на работу и пропустить таким образом большую часть детства собственных детей или же оставаться домохозяйкой, обрекая себя на интеллектуальную пустыню, когда ее чада вырастут и покинут дом. При этом в цикл снимков Нины Лин входили не только замужние дамы, но и одинокие работающие девушки — журнал, впрочем, в публикацию такие кадры включать не стал.

Нина Лин, неопубликованный снимок из цикла «Дилемма американской женщины», 1947

Фото: Nina Leen / LIFE Picture Collection, Meredith Corporation

Та дилемма, которая вынесена в название одного из лучших фоторепортажей за всю историю LIFE, это выбор, который стоял перед женщинами послевоенной Америки — выходить на работу и пропустить таким образом большую часть детства собственных детей или же оставаться домохозяйкой, обрекая себя на интеллектуальную пустыню, когда ее чада вырастут и покинут дом. При этом в цикл снимков Нины Лин входили не только замужние дамы, но и одинокие работающие девушки — журнал, впрочем, в публикацию такие кадры включать не стал.

Нина Лин сотрудничала с LIFE на протяжении нескольких десятилетий — журнал опубликовал в общей сложности тысячи сделанных ею снимков. При этом, в отличие от большинства фоторепортеров, работавших по заказу журнала и придерживавшихся строгого, реалистического подхода, Лин нередко позволяла себе откровенную иронию в выборе сюжетов и героев, а могла и разбавлять репортажные снимки с явным внутренним сюжетом атмосферными кадрами, порой приближающимися к чистой абстракции.

Нина Лин, снимок из цикла «Дилемма американской женщины», 1947

Фото: Nina Leen / LIFE Picture Collection, Meredith Corporation

Нина Лин сотрудничала с LIFE на протяжении нескольких десятилетий — журнал опубликовал в общей сложности тысячи сделанных ею снимков. При этом, в отличие от большинства фоторепортеров, работавших по заказу журнала и придерживавшихся строгого, реалистического подхода, Лин нередко позволяла себе откровенную иронию в выборе сюжетов и героев, а могла и разбавлять репортажные снимки с явным внутренним сюжетом атмосферными кадрами, порой приближающимися к чистой абстракции.

Ганзель Мит, уроженка Германии, сделавшая своим творческим псевдонимом мальчишеское прозвище, была нанята в штат LIFE в 1937-м — и на протяжении следующих семи лет снимала для журнала фотоциклы с заметным уклоном в социальную тематику. Так, наиболее известным ее репортажем стала серия роскошных, почти идиллических по настроению кадров, сделанных Мит в летнем лагере для швей и ткачих, входивших в международный профсоюз работниц текстильной промышленности.

Ганзель Мит, фотография из цикла «Швейные работницы, объединяйтесь: Как устроен огромный профсоюз, взгляд снаружи и изнутри», 1938 год

Фото: Hansel Mieth / LIFE Picture Collection, Meredith Corporation

Ганзель Мит, уроженка Германии, сделавшая своим творческим псевдонимом мальчишеское прозвище, была нанята в штат LIFE в 1937-м — и на протяжении следующих семи лет снимала для журнала фотоциклы с заметным уклоном в социальную тематику. Так, наиболее известным ее репортажем стала серия роскошных, почти идиллических по настроению кадров, сделанных Мит в летнем лагере для швей и ткачих, входивших в международный профсоюз работниц текстильной промышленности.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше