В конце ноября из Apple ушел главный дизайнер, под чьим руководством создавались все продукты компании. Причем он отвечал не только за внешний вид устройств, но и за интерфейс iOS, за упаковку всех гаджетов компании, дизайн магазинов и офиса Apple. Его стиль описывают как «почерк гения минимализма», и это прослеживается во всех его продуктах: если это звуковая система, то прозрачная без лишних деталей, если компьютер, то с максимальным количеством плавных линий, а лучше вообще цилиндрический, если магазин — то это будет пустой куб из стекла.
«Он не простой дизайнер. Именно поэтому он работает непосредственно со мной. У него больше власти, чем у кого-либо в Apple, не считая меня. Нет никого, кто мог бы сказать ему, что делать, или отвалить. Вот как я это все устроил», — описывал работу Айва Стив Джобс.
В 2014-м Айв в интервью британскому изданию The Times сказал, что может покинуть Apple в любой момент, но возможность создавать инновационные продукты останавливает его: «Я уйду из Apple как только закончатся инновации. Я закончу. Я буду делать вещи для дома, для себя и для друзей. Нужно всегда повышать планку… Но я не думаю, что это случится. Мы на пороге удивительного времени и будем выпускать удивительные продукты».
Спустя пять лет компания объявила об уходе Айва из Apple, а за дизайн продуктов будет отвечать операционный директор компании Джефф Уильямс. Он принимал активное участие в создании iPhone 4 и оригинальных Apple Watch, после выпуска которых Айв взял перерыв в работе. В подчинении у Уильмса будут Эванс Хэнки (вице-президент Apple по промышленному дизайну) и Алан Дай (вице-президент по дизайну интерфейсов).
Джони Айв вместе со своим другом Марком Ньюсоном основал собственную дизайн-студию LoveFrom, и ее первым клиентом стала Apple. То есть он продолжит создавать устройства для компании, но сможет посвятить время и сторонним проектам. «Лента.ру» показывает величайшие и самые необычные проекты Айва, созданные им во время работы в Apple.
Фото: Koji Sasahara / AP
Стив Джобс вернулся в Apple в 1997 году, и перед ним встала задача вытащить компанию из затяжного кризиса. Одним из спасений стал iMac G3 1998 года, дизайн которого с нуля создал Джони Айв. Этот компьютер был не похож ни на один другой в первую очередь благодаря дизайну. «Он будто с другой планеты. Хорошей планеты. Планеты, на которой дизайнеры лучше», — заявил Джобс во время презентации компьютера. Тогда же начала прослеживаться новая философия компании: Apple предлагала массу вариантов расцветок компьютера, но «железо» везде было одинаковым.
Фото: macrumors.com
Следом за iMac G3 вышел iBook в схожем дизайне. Тогда же Айв разработал дизайн для сабвуфера Harman Kardon iSub специально для соответствия заданному iMac G3 дизайн-коду. Впоследствии к этому прибавилось два динамика, и вся 2.1-система получила название SoundSticks. Harman Kardon продолжает выпускать акустику в схожем стиле, а оригинальная версия iSub выставлена в Нью-йоркском музее современного искусства.
Фото: movilzona.es
Дизайн оригинального iPhone полностью изменил индустрию, над чем не раз шутил Джобс на презентациях. Пускай на тот момент это был не самый функциональный смартфон, но он был самым красивым среди них: корпус из алюминия, фронтальная панель из стекла, а из органов управления лишь качельки громкости с переключением режимов звонка и кнопки Home и блокировки. Казалось бы, это просто черный прямоугольник с кнопкой под экраном, но в 2007 году для большинства производителей это была слишком сложная концепция.
Фото: Apple
В 2013-м из Apple ушел старший вице-президент по iOS Скотт Форсталл, и Джони Айв стал отвечать за интерфейс всех последующих версий мобильной операционной системы. В итоге он полностью изменил iOS, удалив все элементы, напоминающие реальные предметы (вроде имитации книжной полки в iBooks или элементов из кожи в «Календаре»), и сделал интерфейс «плоским». Это был один из самых «кривых» релизов Apple, ошибки с багами встречались постоянно, а новый внешний вид системы не нравился пользователям, и многие объявили бойкот iOS 7. Сейчас iOS значительно отличается от того, что было в 2013 году, но основные элементы той концепции дизайна встречаются до сих пор.
Фото: Beck Diefenbach / Reuters
Одна из главных задач Айва при создании продукта — придумать запоминающийся и смелый дизайн. Поэтому чаще всего новые устройства компании встречают вал критики их внешнего вида: выпирающая основная камера, вырез в центре экрана под фронтальную камеру, AirPods с непонятными отростками, торчащими из ушей. «Я думаю, это обычная реакция на AirPods — она основана на устоявшемся понимании привычных вещей, а не на представлении об их ежедневном использовании. Мы склонны концентрироваться на тех деталях, о которых легко рассуждать, и то, что мы о них рассуждаем, не делает их важными. Это лишь означает, что о них легко рассуждать», — отвечает Айв на вопрос о том, почему многие критикуют дизайн AirPods.
Фото: Apple
Во втором поколении Mac Pro форма явно стала важнее содержания. Дело в том, что Mac Pro — компьютер для очень узкоспециализированных задач, и его оригинальную версию ценили за модульный дизайн. В данном же случае ни о какой модульности речи не шло, и пускай Mac Pro в виде ведра был мощным для своего времени, этого было недостаточно. Про этот компьютер довольно быстро забыли, но обновление выпустили лишь в 2019 году.
Фото: Apple
Все продукты Apple, созданные Айвом до 2016 года, представлены в книге Designed by Apple in California. Причем выпускалась она, как и iPhone, в двух размерах: маленькая (25,9 x 32,4 сантиметра) и большая (33 x 40,6 сантиметра). В ней нет ни слова о разработке и выпуске устройств — исключительно фотографии, снятые в нарочито скромной стилистике Эндрю Цукерманом. В этой книге показана вся работа Айва в компании за 20 лет, начиная от iMac G3 и заканчивая чехлами для iPhone.
Фото: Lucas Jackson / Reuters
Главный магазин Apple, который находится на Пятой авеню в Нью-Йорке и углу Центрального парка, — также был создан и реконструирован при участии Айва. Несмотря на то что это самый маленький магазин Apple в Нью-Йорке, он приносит денег больше, чем остальные в городе вместе взятые. Потому что это уже достопримечательность. В 2017 году его закрыли на реконструкцию и планировали открыть летом 2018-го. Но сроки затянулись, и повторное открытие состоялось лишь в сентябре 2019 года перед запуском iPhone 11.
Фото: dezeen.com
Параллельно работе над проектами Apple Айв выпускал вещи для благотворительного аукциона (RED), проводимого аукционным домом Sotheby’s, совместно с дизайнером Марком Ньюсоном. Одним из них был стол (RED) Desk. Столешница сделана из цельного листа алюминия и имеет кристаллообразную структуру. Продан стол был в 2013 году за 1,685 миллиона долларов. Все собранные средства пошли на борьбу с ВИЧ и СПИД.
Фото: thefashionball.com
В 2018 году на аукционе (RED) Айв с Ньюсоном выставили на продажу кольцо, полностью выполненное из искусственного бриллианта. В этом случае итоговая стоимость составила 256 тысяч долларов.
Фото: brabbu.com
Каждый год лондонский отель Claridge’s приглашает известных дизайнеров для украшения рождественской елки в своем холле. В 2016 году Claridge’s пригласили Айва и Ньюсона, и это был один из самых необычных их проектов, потому что они никак не украсили ель и вместо этого работали с окружением. То есть они не стали воплощать декорации рождественских сказок, а воссоздали атмосферу зимнего леса без гирлянд, игрушек и ярких огоньков.
Фото: Wikipedia
Последней работой Айва стал гигантский футуристичный офис Apple стоимостью пять миллиардов долларов и площадью 71 гектар. Специально для него создали новую должность главного директора по дизайну, которая подразумевает работу над новым офисом компании. Он около пяти лет совместно с британским архитектором Норманом Фостером работал над каждой деталью кампуса. Вообще, слухи о скором уходе Айва из Apple появились после запуска Apple Watch — первого нового устройства компании после смерти Стива Джобса. По словам Айва, разработка и запуск Apple Watch были самыми трудными за всю его карьеру в Apple. Вероятно, именно возможность поработать над Apple Park остановила его.