В Западном крыле Новой Третьяковки 3 декабря открывается выставка Арсена Ревазова «Невидимый свет», объединившая около сотни его фотографий последних лет. Специально для «Ленты.ру» о выставке рассказывает Ирина Мак.
«Я снимаю знакомые объекты, созданные природой и человеческим разумом, в том свете, который мы никогда не увидим», — комментирует автор свои работы, имея в виду свой необычный метод и инструментарий. Фотографии сделаны в технике инфракрасной съемки, на специальную пленку или с использованием матрицы цифровой камеры, чувствительной к инфракрасному световому излучению. Иногда с использованием фильтра, который пропускает инфракрасный свет, а видимую часть спектра блокирует, давая возможность увидеть белыми кроны деревьев и черной — речку, которая течет среди привычно белых снегов.
Неполный спектр дает шанс увидеть странную, однако на удивление адекватную картину реальности — ровно такую, какой ее видит художник. «Арсену не интересно про глаз. Ему интересно про абсолют. Он хочет использовать фотографическую технику именно для того, чтобы увидеть окружающий мир таким, каким его не может ухватить наше несовершенное зрение, — написал в своем блоге Антон Носик, знаменитый журналист и один из создателей Рунета, а для Арсена Ревазова — однокурсник по 3-му Медицинскому институту и близкий друг. Антону, который когда-то придумал и сайт «Лента.ру», посвящена выставка «Невидимый свет».
Врач по образованию, специалист в области рекламы и технологий по роду деятельности, автор сборника стихов и романа «Одиночество-12», ставшего в 2005-м бестселлером, Арсен Ревазов давно и профессионально занимается фотографией. Время от времени выставляется — после Фотобиеннале 2010 года были выставки в галерее «Триумф». В параллельной программе IV Московской биеннале современного искусства работы Арсена участвовали в совместной с Сергеем Братковым, Ольгой Чернышевой и Александром Бродским выставке «Общее чувство». Показанный тогда его проект «Несмятые простыни Венеции» представлял собой фотографии, напечатанные на ткани форматом метр на два — городские виды развесили на стальном тросе и закрепили прищепками. И хотя на нынешней выставке «простыней» нет, Венеции, в которой автор проводит большую часть своего времени, тут много.
Венеции посвящена и инсталляция Александра Бродского, сочинившего архитектуру экспозиции: мостик и забеленная пигментом вода, на которую с потолка проецируются кадры с палаццо на Большом канале и преломленные в воде отражения. Почти все, что мы здесь видим — свидетельства бесконечных путешествий автора: по Эфиопии, Италии, Америке… И по России, о которой рассказывает серия «Красная-прекрасная» («Red/slash/beatiful»), стоящая в этом ряду особняком.
Фото: Арсен Ревазов
Название серии — галлюцинации — вполне определяет суммарные впечатления от Венеции, остающиеся в памяти многих ее гостей. Даже увиденные живьем, в лучах заходящего солнца, эти подвижные отражения старых зданий кажутся реальнее их самих. А в кадрах, снятых на инфракрасную пленку, прием двойной экспозиции дарит устойчивое ощущение новой реальности, увиденной из того самого четвертого измерения, о котором говорит и пишет Арсен Ревазов.
Фото: Арсен Ревазов
Кампанила собора Сан-Марко, «вырастающая» из Венецианской лагуны перед Дворцом Дожей, иллюстрирует опыты Ревазова с двойной экспозицией, когда пленка для следующего кадра не перематывается, и виды, снятые на один негатив, накладываются друг на друга. Важно, что это не посторонние друг другу изображения. Близкие по географии и сюжету, они продолжают друг друга, рассказывая общую историю.
Фото: Арсен Ревазов
Памятник в Нью-Йорке на месте башен-близнецов, разрушенных в результате самой мощной в истории террористической атаки 11 сентября 2001 года, называется так же, как само это место — Граунд-Зиро. Прожекторы с направленными вертикально вверх столбами света напоминают о башнях. Стены огромного бассейна с водопадами и углублениями, условно повторяющими архитектуру «близнецов», покрыты бронзовыми табличками, на которых написаны имена погибших. На фотографии таблички невозможно разглядеть, но благодаря ракурсу и точка, с которой была сделана фотография, мемориал Граунд-Зиро выглядет более значимым объектом, чем небоскребы вокруг.
Фото: Арсен Ревазов
Дом-утюг, один из символов Нью-Йорка — когда-то он числился в ряду главных манхэттенских небоскребов. В обычной жизни листва не может заслонить его. Но кадр, сделанный с использованием инфракрасного излучения, обесцветил кроны деревьев. Увиденный с низкой точки, дом превратился в ничего не значащую, почти эфемерную стену.
Фото: Арсен Ревазов
Венецианская выставка «Красная-прекрасная» («Red/slash/beatiful») открылась 12 мая 2017 года в двух шагах от площади Сан-Марко — галерея была в здании, где в 1771 году останавливался юный Моцарт с отцом. Куратор выставки Антон Носик и автор снимков Арсен Ревазов были в красных пилотках и красных галстуках — и гости вернисажа с готовностью принимали правила маскарада. Эта выставка — история про Россию: ее составили снимки, сделанные на инфракрасной пленке, с использованием специального фильтра, отпечатанные на красной бумаге и деформированные, а проще говоря, скомканные самим автором. Мятая бумага дает эффект выхода в объем, которого разными способами добивались мастера русского авангарда. Черная речка для русских — сама по себе сильная метафора. А связанный с Москвой советский мем «Красная-прекрасная» в Венеции вызывал дополнительные ассоциации, намекая на венецианские красные стены, так похожие на стены Кремля.
Фото: Арсен Ревазов
«Почти каждый раз, когда я делал мою двойную экспозицию, я часто не мог удержаться, чтобы не сделать обычную, простую — уж очень все было красиво вокруг меня, - комментирует серию фотографий «Итальянские квадраты» сам Ревазов. - Я взял с собой около 50 рулонов пленки Efke с истекающим сроком хранения, а ИК-пленка портится гораздо быстрее обычной, поэтому я решил не жалеть "патронов"».
Фото: Арсен Ревазов
«Самый главный вопрос, на который мне все время приходится отвечать, — а почему вообще я снимаю в инфракрасном свете. Мой ответ: потому что он невидимый. Я снимаю знакомые объекты, созданные природой и человеческим разумом в том свете, который мы никогда не увидим. Поэтому мир в моих работах, вроде бы и тот, и не тот. У этого мира черное небо и вода», — объясняет художник.
Фото: Арсен Ревазов
Это Ангкор-Ват, «утонувший» в лесах. Не сам гигантский храмовый комплекс в Камбодже, но его мутные тени возвышаются над высвеченным инфракрасным излучением лесом.
Фото: Арсен Ревазов
Цитируя известный тезис Пикассо, о том, что «скрытая гармония лучше, чем очевидная», куратор выставки Нина Гомиашвили настаивает, что «творчество Ревазова не только открывает новые качества фотографии, но вынуждает пересмотреть базовые принципы фотоискусства и диапазон его языка».