Умер американский актер Кирк Дуглас. Один из последних актеров «золотой эры» Голливуда прожил больше века и скончался на 104-м году жизни. За свою карьеру Дуглас снялся почти в ста фильмах таких режиссеров, как Стэнли Кубрик, Билли Уайлдер, Уильям Уайлер, Винсент Миннелли. «Для всего мира он был легендой», — сказал его сын Майкл Дуглас. Лучшие роли великого Спартака — в галерее «Ленты.ру».
Кадр: United Artists / REX / Shutterstock
Кирк Дуглас (настоящее имя — Иссур Демски) родился в 1916-м в многодетной семье еврейских эмигрантов из России (его отец по легенде сбежал в Америку, скрываясь от призыва). Он вырос в нищете и был вынужден работать с раннего детства — а учебу в театральной академии оплачивал благодаря участию в профессиональных соревнованиях по борьбе и подработкам официантом и портье. Славу и первую оскаровскую номинацию ему принесла роль боксера Миджа Келли в «Чемпионе» — многие критики отмечали сходства характера Келли и самого Дугласа: оба были бескомпромиссными, эгоистичными и фанатично целеустремленными.
Кадр: Paramount / REX / Shutterstock
После успеха «Чемпиона» Дуглас решил, что для того, чтобы стать настоящей кинозвездой, он должен преодолеть природную застенчивость, взвинтить интенсивность своего пребывания в кадре и сосредоточиться на брутальных, мужественных ролях. Одну из таких — полицейского, чья ненависть к преступному миру переходит все границы морали — он сыграл в номинированном на четыре «Оскара» нуаре Уильяма Уайлера «Детективная история».
Кадр: фильм «Туз в рукаве»
Дуглас считал своим фирменным амплуа роли так называемых крутых парней — персонажей, которым, по его собственным словам, подходило определение «сукин сын». Пожалуй, самого образцового такого героя он изобразил в фильме Билли Уайлдера «Туз в рукаве», где сыграл безжалостного, циничного репортера, ради хорошего материала легко гнушающегося вопросами морали и чувствами окружающих. Посвященный продажности прессы и ведомости публики фильм оказался таким мрачным, что провалился в прокате — но теперь считается классикой.
Кадр: MGM / REX / Shutterstock
Свою вторую оскаровскую номинацию Дуглас получил за роль кинопродюсера, безжалостно манипулирующего актерами, режиссерами и сценаристами в «Злых и красивых» Винсенте Миннелли. Историки кино считают героя Дугласа собирательным персонажем, вдохновленным такими противоречивыми легендами киноиндустрии, как Орсон Уэллс, Дэвид Селзник и Вэл Льютон.
Кадр: фильм «Жажда жизни»
Еще одну оскаровскую номинацию (и премию «Золотой глобус») Дуглас получил за роль Винсента Ван Гога в «Жажде жизни» Винсенте Миннелли. Этот яркий, в основном снятый на природе во Франции фильм считается одним из классических образцов биографического кино, представляющего природу гениальности через душевные страдания художника.
Кадр: Moviestore / REX / Shutterstock
Одну из самых необычных своих ролей Дуглас сыграл в «Жонглере» Эдварда Дмитрыка: его перенесший Холокост и чудом выживший в концлагерях герой прячет от мира жуткую психологическую травму. Многое о характере самого Дугласа говорит сам факт сотрудничества с Дмитрыком, который в 1947-м за членство в Компартии США был не только включен в черный список Голливуда, но и отсидел несколько месяцев в тюрьме (вскоре, впрочем, согласившись дать показания перед Комиссией по расследованию анти-американской деятельности и раскаяться).
Кадр: фильм «Тропы славы»
К середине 1950-х недовольный диктатом больших студий Дуглас создал собственную продюсерскую компанию Bryna Productions, чтобы иметь возможность самостоятельно контролировать проекты с собственным участием. Одной из первых картин его студии стал фильм, остающийся классикой антивоенного кино и сейчас — и во многом давший ход карьере великого режиссера Стэнли Кубрика — «Тропы славы», в которых Дуглас страстно сыграл полковника французской армии, который во время Первой мировой пытается спасти нескольких своих солдат от несправедливого трибунала.
Кадр: Bryna / Universal / REX / Shutterstock
Самой же иконической ролью артиста — и главным проектом его студии Bryna Productions — стал следующий фильм Кубрика «Спартак», в борьбе заглавного героя которого многие голливудские инсайдеры рубежа 1960-х усматривали стремление самого Дугласа освободиться от оков контролируемой бизнесменами и дельцами индустрии. Этот подтекст очевиден и в демонстративном отказе Дугласа снимать с титров «Спартака» фамилию соавтора сценария ленты Далтона Трамбо, который из-за коммунистических взглядов провел больше десяти лет в черном списке Голливуда. Тем самым Дуглас в сущности закончил маккартистскую охоту на ведьм, сотрясавшую американский кинематограф полтора десятилетия.
Кадр: «Семь дней в мае»
Одним из ближайших друзей Дугласа в Голливуде был Берт Ланкастер — они сыграли вместе в семи фильмах, включая захватывающий политический триллер Джона Франкенхаймера «Семь дней в мае»: по словам режиссера, именно Дуглас был главной движущей силой рассказывающего о вымышленной попытке военного переворота в США проекта. Он же убедил Франкенхаймера взять на главную роль Ланкастера — вопреки первоначальному желанию постановщика.
Кадр: Paramount / REX / Shutterstock
В семидесятых Кирк Дуглас стал реже появляться на большом экране — но вовсе не растерял той неуемной энергии, которая всегда была его фирменной чертой характера. В следующие десятилетия он много работал на телевидении, продолжал продюсировать кино, снял несколько фильмов как режиссер и написал ставшую бестселлером автобиографию «Сын старьевщика». Перестанет сниматься Дуглас только после того, как переживет инсульт в 1996-м и потеряет способность нормально разговаривать (с годами терапии она частично восстановится). Что, впрочем, не помешает актеру с фирменной самоиронией заявить: «Что может делать артист, который больше не может говорить? Только дожидаться возвращения немого кино».