На фоне незатихающей пандемии большинство музеев мира продолжают простаивать без посетителей, перенося активность в онлайн и напоминая о себе различными небанальными челленджами. Очевидно, что в 2020-м году обычные виртуальные экспозиции уже не кажутся людям чем-то удивительным, поэтому кураторы придумывают более изощренные способы для привлечения внимания ценителей искусства. Например, запускают в Twitter соревнование, выставляя экспонаты с лучшими пятыми точками. Самые запоминающиеся образцы и их ягодицы — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Yorkshire Museum
Инициатором челленджа выступил Йоркширский музей, ранее запускавший в социальных сетях флешмоб с самыми жуткими экспонатами. На соревнование Best Museum Bum («Лучшая музейная задница») кураторы представили римскую мраморную статуэтку, изображающую обнаженного атлета. При этом пятая точка спортсмена, похоже, пострадала — в учреждении предположили, что кто-то откусил от нее кусок. Представители Йоркширского музея предложили коллегам попробовать «побить» такой экспонат и всего за несколько дней собрали сотни реплаев от других музеев.
Изображение: Hokusai / Ota Memorial Museum of Art
Расположенный в Токио Мемориальный музей укиё-э Ота одним из первых принял вызов. Он опубликовал рисунки с борцами сумо, которые, как и полагается, одеты в один лишь маваси — специальный пояс из плотной тканевой ленты, оголяющий ягодицы. В музее пояснили, что автором иллюстраций является знаменитый художник Кацусика Хокусай, в своих произведениях крайне редко обращающийся к полуобнаженной натуре.
Фото: York Castle Museum
Музей замка Йорк показал эротическую открытку ко Дню святого Валентина, на обложке которой можно увидеть загорелого и подкачанного мужчину в душе, а внутри — признание в любви. В посте уточняется, что карточка была приобретена в одном из универмагов города Йорк в 1987 году, однако так и не была использована в качестве подарка. «Мне кажется или здесь становится жарко?» — поинтересовались кураторы музея под изображением провокационной открытки.
Фото: Ashmolean Museum
Челлендж Best Museum Bum решил поддержать старейший в мире общедоступный музей — возведенный в 1841-1845 годах Музей Эшмола, за годы своего существования успевший собрать, пожалуй, самую внушительную коллекцию в сравнении с другими музеями Великобритании. Здесь на соревнование выставили двухметровую статую Зевса с сияющей бронзовой попой, обнаруженную в 1920 году в море неподалеку от греческого острова Эвия. И хотя в твите утверждается, что ягодицы принадлежат повелителю неба, грома и молний, на сайте музея говорится, что их хозяином может быть другой древнегреческий бог — Посейдон. Как бы то ни было, кураторы настаивают, что именно этот экспонат и его пятая точка неизменно радуют посетителей.
Фото: Museum of Apoxyomenos
Открывшийся всего несколько лет назад хорватский Музей Апоксиомена предложил положить конец спорам и признать, что победитель хранится в небольшом курортном городке Мали-Лошинь. Учреждение представило свой единственный экспонат, который во многом оказался похож на «конкурсанта» от Музея Эшмола: обе скульптуры достигают почти двух метров в высоту, состоят из бронзы и изображают хорошо сложенных мужчин. Фигуру юного атлета Апоксиомена обнаружили на морском дне около острова Лошинь еще в конце 90-х. На ее реставрацию, включающую в себя прикрепление отвалившейся головы, ушло почти семь лет.
Изображение: Ken Etheridge / World Rugby Museum
Продолжил тему голых и спортивных тел Мировой музей регби, расположенный в Лондоне. Кураторы поделились картиной, на которой можно увидеть целую команду переодевающихся и принимающих душ регбистов. Полотно было написано в 1959 году британским художником, драматургом и поэтом Кеном Этериджом, чьи работы можно встретить и в других музеях его родного графства Кармартеншир.
Фото: Museo Larco
Перуанский Музей Ларко ворвался в тред, сохранив интригу: он выложил фигурку пары, пояснив, что попы — далеко не самое вызывающее в этом экспонате, поскольку настоящее зрелище не для несовершеннолетних находится спереди. Поиск в Google подтверждает, что спереди фигурка действительно выглядит не менее смело, чем сзади, а гениталии на ней изображены так же натуралистично, как и ягодицы. Впрочем, ничего удивительно в этом нет — представленный Музеем Ларко экземпляр является примером керамики индейцев культуры моче, для которых изображение секса, порой совсем нетрадиционного, было делом вполне привычным. К эротической тематике отсылают как минимум 500 сохранившихся до наших дней изделий моче.
Фото: Whipple Museum
Совсем детально рассмотреть человеческое тело позволил британский Музей истории науки Уиппла. Опубликованную им и предназначенную для обучения модель при желании можно зверски расчленить. По словам кураторов, в этом экспонате мышцы левой икры, бедра и руки легко отсоединяются, лицо разбирается, а череп открывается, обнажая мозг. Кроме того, особо любопытные исследователи могут вообще снять с фигуры туловище, чтобы разглядеть внутренние органы. «Дарим вам эту сочную и мускулистую попу с красивым крупным планом!» — написали представители музея под жутковатым и пронизанным венами образцом и явно прогадали с выбором. Лайков эта реалистичная фигура собрала гораздо меньше, чем ее конкуренты.
Фото: Egham Museum
От Музея Эгама в соревновании поучаствовала черно-белая фотография, изображающая трех женщин в платьях и шляпах. Представители учреждения не стали рассказывать предысторию снимка, а лишь пошутили, что он называется «Три мудрые задницы», добавив, что три — это магическое число. Отсутствие описания, впрочем, не мешает предположить, что на фотографии запечатлены суфражистки — именно им и истории их движения посвящена добрая часть коллекции небольшого британского музея.
Фото: Horniman Museum and Gardens
Конечно, остается непонятным, по каким критериям можно выбрать победителя челленджа, но если бы борьба велась за звание самой пушистой попы, то старейший этнографический Музей Хорнимана, расположенный вблизи ботанического сада, одержал бы сокрушительную победу. Его представили пошли с козырей и опубликовали милых животных. А если быть точнее, то музей представил пару кроликов, которых зовут Томми и Белла. Вероятно, проживают упитанные животные на дополняющей музей «звериной аллее», где также можно увидеть альпак, коз, овец и морских свинок.
Фото: Эрмитаж
Российские музеи тоже приняли вызов и показали свои экспонаты с выдающимися ягодицами. Питерский Эрмитаж продемонстрировал мраморную скульптуру древнегреческого персонажа Гермафродита, чье тело одновременно сочетает мужские и женские черты. Причем хранящаяся в Эрмитаже реплика — далеко не единственная. Аналогичные статуи можно обнаружить в Национальном музее Рима, галерее Боргезе и Уффици, а за римской копией придется отправиться в Лувр. При этом оригинальную скульптуру, отсылающую нас к II веку до нашей эры, трудно объявить устаревшей и неактуальной. Современные исследователи искусства находят в ней отражение самых разных современных проблем — от бисексуальности до гендерной идентичности.
Фото: Азовский музей
Находящийся в Ростовской области Азовский музей подхватил тему голых атлетов и поделился своим экземпляром — надо сказать, достаточно забавным и нелепым по сравнению с другими спортсменами, представленными в треде. Кураторы рассказали, что бронзовая статуэтка из погребения степной аристократии датируется концом II — началом III века до нашей эры и изображает мужчину, который держит в руках шар. Правда, надо признать, что автор работы куда больше увлекся созданием гениталий и пятой точки, чем слегка непропорциональной фигуры атлета.
Фото: M. K. Čiurlionis National Art Museum
К битве за звание экспоната с лучшей попой подключилась и Литва. Основанный в 1921 году и являющийся одним из старейших в стране Музей Чюрлениса решил выставить на соревнование бронзовую статуэтку «Елена I», созданную Мейлой Кайрюкштите-Балкус, чьим основным творческим мотивом была именно женственность. И хотя скончавшаяся всего пять лет назад скульпторша успела застать эру глянцевой красоты и культа ухоженности, интересовала ее женственность абсолютно другого толка: естественная, природная и не пытающаяся подстроиться под переменчивые идеалы. Иными словами, настоящий бодипозитив.
Фото: Allentown Art Museum
Завершает подборку картина, представленная Музеем искусств Аллентауна, штат Пенсильвания. Кураторы отмечают, что «Лежащая обнаженная» американского художника-модерниста Мильтона Эвери представляет современный взгляд на обнаженную натуру — абстрактный и минималистичный. Написанная в 1948 году картина, при помощи тонких линий изображающая лежащую на боку женщину, вполне может сойти как за детский рисунок, так и за эскиз татуировки какого-нибудь модного мастера.