Оператор Алексей Молоковский работает госинспектором национального парка «Русская Арктика». Он ездит на Землю Франца-Иосифа и, помимо контроля территорий, фотографирует природу и обитающих в этих краях животных. В те места, где снимает Молоковский, могут попасть не все, они тщательно охраняются и недоступны для туристов, а исключение делают для единиц — например, для президента Владимира Путина. Уникальные снимки Молоковского и его рассказ о Русском Севере — в материале «Ленты.ру».
Фото: Алексей Молоковский
«Помню, сидим смотрим чемпионат мира какими-то урывками, потому что телевидение плохое. И говорят нам: пришел медведь, прогоните. Хорошо. Я беру снегоход, ружье, приехал прогонять — фотоаппарат не взял. Начинаю его отгонять, а он ухом не ведет, ну никак! Пострелял в воздух, похлопал — никак. И потом этот крупный зубатый скот забирается на айсберг и встает в такую шикарную позу, что я проклинаю все, что не взял с собой фотоаппарат! Я и без фотоаппарата, и без футбола, в расстроенных чувствах. Меня обуревает злость: я начинаю орать трехэтажным матом. И тут он как ни в чем не бывало разворачивается и уходит».
Фото: Алексей Молоковский
«На этом фото — остров Нортбрук. Я работал там с орнитологами — следил, чтобы они вели себя хорошо. Но с ними мы работали щадяще. К тому же они уже не первый раз там были, опытные».
Фото: Алексей Молоковский
«Маленькие медведи — как дети. За ними интересно наблюдать, особенно когда они занимаются своими делами...
Я видел медведей, которые умирают с голоду. Это очень печально, но ничего не сделаешь. Это природа — вмешиваться туда права никакого. Конечно, если у животного перелом и помощь можно оказать — это можно как-то решить. А что касается более серьезных дел — нельзя».
Фото: Алексей Молоковский
«Земля Франца-Иосифа — это особо охраняемая природная территория. Сюда просто так не попасть. К тому же это погранзона. Все, кто появляется тут с камерой, попадают в эти места через туристические компании. Но пускают их не на все острова, а на разрешенные к посещению».
Фото: Алексей Молоковский
«Ледники снимать — это как в собор приходишь и не дышишь. Там такое же ощущение — храм изо льда, голубого-голубого льда. Я готовил место, куда приезжал Путин, ледник Кропоткина. Там, конечно, сказочно — дух захватывает. Но так как там полная темнота, приходилось носить много световых приборов и получалась масса отраженных цветов. Работать проблематично, но оно того стоит. Туристы их не посещают — если там упадешь, тебя будет дешевле оставить, чем доставать. И ты сохранишься еще на сотни тысяч лет в том состоянии, в котором погиб».
Фото: Алексей Молоковский
«Все безумно чистое, никто не заползал туда. Тем, кто там оказывается со мной, я говорю: "Ради бога, ничего не задевайте, ничего не трогайте, чтобы это было неприкосновенно! Даже головой шевелите осторожнее, чтобы ничего не сломать. Это такой храм природы". Это все хрупкое — один неровный вздох-чих, и ты можешь туда улететь, разбиться».
Фото: Алексей Молоковский
«Это внутри ледника Лунный. Там под ледником получился воздушный тоннель, и теплый соленый воздух застывал в этом тоннеле в виде таких кристалликов. На общей фотографии не поймешь, поэтому я специально взял один в руку — показать размер. Прямо над тобой потолок из таких шестигранников».
Фото: Алексей Молоковский
«Морж — крайне опасная штука, может завалить белого медведя запросто, недооценивать его нельзя. С ним надо быть очень-очень осторожным — они товарищи такие, что могут атаковать в любую секунду. Людям, которые сидят в лодке, я при охране даю смотреть, но не даю участвовать, чтобы они не нарушали баланс».
Фото: Алексей Молоковский
«Июль, но еще кое-где снежок лежит. На фото — мхи. Там очень шикарные мхи, прелесть просто».
Фото: Алексей Молоковский
«Песцы — такие создания, что их очень легко приручить, но этого делать нельзя, поэтому я с ними держусь на расстоянии. Я делаю так: становлюсь незаметным, они привыкают, занимаются своим делом и не обращают на меня внимания».
Фото: Алексей Молоковский
«Как-то мы идем и видим следы лебедя. Но откуда им там быть? Как он выжил в этих местах?»
Фото: Алексей Молоковский
«Терпение — мать всех добродетелей. Успех приходит к терпеливым. Природа не любит скоростного вмешательства, многие кадры были чисто на терпении. Чтобы животное привыкло, чтобы ты не раздражал и не отсвечивал. Когда снимаешь людей — лучшие снимки получаются, когда человек не видит. Тут ровно так же. Это природа-мать придумала, что когда ты не мешаешь, наблюдаешь за естественным процессом — получаешь гармоническое удовольствие, которое потом пытаешься передать на фото».