Get the Flash Player to see this player.
Манифест Трубецкого
На вопросы читателей "Ленты.ру" ответил лидер группы "Ляпис Трубецкой" Сергей Михалок В сентябре этого года в интернете появился новый альбом белорусской группы "Ляпис Трубецкой" - "Манифест". Диск был выложен для скачивания абсолютно бесплатно. После этого группа отправилась в большой "Манифест-тур" по России, который станет первыми полноценными гастролями коллектива в РФ. В Москве пластинку официально презентуют 24 октября в "Б1 Maximum". О песнях с нового альбома, о том, почему "ляписы" предпочитают записывать альбомы на Украине, а не в Белоруссии, станет ли практика бесплатного выкладывания песен в интернет постоянной, а также о других событиях из жизни группы читателям "Ленты.ру" рассказал лидер коллектива Сергей Михалок.1. какие планы на будущее, Сергей?
2. как вы относитесь к тому, что многие поклонники недовольны тем, что вы практически не исполняете старых песен на концертах?
Адам Кадмон - просто красивый образ, или группа практикует изучение Каббалы?
1. Сергей Михалок: С момента выхода пластинки с мартеновских печей, с конвейера музыкальной индустрии прошла неделя, началась первая часть нашего DIY-тура (как я его называю). Сейчас мы ездим по регионам бывшего СССР, потом, наверное, поедем в Европу, потом, скорее всего, будет мировой тур. Просто сейчас разогревающие группы взяли небольшой перерыв и ведутся переговоры о восстановлении достаточно позитивных коллективов, например, Bitch Brothers. Поэтому тур будет нескончаемый, наверное, он будет длиться лет 20. Надо же по меридианам проехаться, а потом еще по параллелям. Потому что наше дело – материализаторов, глашатаев - донести до всех уголков нашей многострадальной планеты эту благую весть, которую мы пытаемся сжать до рамок одного магнит-альбома. Вот такие мои творческие планы. Я считаю, что сейчас глупо мыслить микро-категориями, сейчас очень важен масштаб и дикий пафос. В любом элементе искусства без дикого пафоса никуда. Да вы посмотрите, даже могильные ограды сейчас красят в яркие цвета. Все пытаются привлечь к себе внимание, поэтому я стараюсь блестеть. Это блесна такая, да. Если ты не будешь блестеть, на тебя не клюнет крупная рыба.
2. Знаете, я не врач-терапевт, чтобы разбирать жалобы. Меня совершенно не интересуют археологи, я не считаю поп-культуру достоянием архивариусов. Я не думаю, что то, что было 25 или 10 лет назад, обречено на долгое существование. В этом и интерес нашего современного вида искусства – быстро, громко, но здесь и сейчас. Совмещаем восточные практики (Гурджиева, Ошо) с европейскими психотерапевтами типа Ницше.
Я считаю, что музыкант - это не человек, который должен торговать брендом с тридцатилетним стажем, ссылаться на давние победы либо постоянно вспоминать переживания прошлых лет. Конечно, это можно суммировать на каком-то небольшом собственном сайте. Можно завести даже подобие девичьего дневника, рисовать сердечки напротив 98-го года, а напротив 99-го гробик с крестиком и так далее и тому подобное. Но я не хочу возвращаться опять и опять к тому, что было когда-то. Есть вариант - прослушать наши старые опусы и воскресить вот этих бестелесных гомункулов, придя в караоке-бар и исполнив в пьяном бреду песни "Метелица", "Яблоня", "Сочи" и другие. А еще есть вариант - разбудить демона Вельзевула и сыграть на нашем тщеславии: пригласить нас за громадные деньги, и мы в узком кругу иногда можем позволить себе петь эти песни. А на больших публичных концертах нам нравится не оправдывать ожидания, а неожиданно удивлять.
Ведущий: Вы упомянули духовные практики. Некоторые образы из каббалы встречаются в ваших текстах. Вы серьезно к этому относитесь?
СМ: Очень важно хотя бы на уровне Википедии разбираться в религиозных, философских и духовных течениях. Богатство человеческой мысли и человеческих переживаний сформировало много направлений, я думаю, что намного интереснее пытаться найти параллели в теологических моментах: в десяти заповедях найти отголоски восьмеричного пути праведности буддизма и так далее и тому подобное. Это очень интересные, веселые и совершенно нестремные ребусы, их знание помогает нам, непросветленным бодхисатвам, простым ребятам со спальных районов ориентироваться в нашем многополярном мире. Сейчас очень много различных идей – патриотизм, неопатриотизм, неохиппи, панки, молодежные субкультуры, повальный разврат рядом с полным ортодоксальным православием. Все смешано. Чтобы найти для себя систему координат, надо хоть немного во всем разбираться. Сам я, конечно, никакой не сектант, и о своих религиозных предпочтениях вправе умолчать. Это элемент моей собственной маскировки. Я считаю, что люди, которые пытаются заниматься душевной самовивисекцией на потребу публике, не имеют никакого отношения к понятию "искусство". Создавать искусство – это значит формировать собственные идеи, собственное мировоззрение в аспекте творчества. Это не Голгофа, где надо раздеться догола и попытаться всем досконально рассказать свою биографию, свои умозаключения. Это все глупо и опасно, попахивает позерством. А то, что читатели имеют в виду под современной кабалой (когда они смотрят на Мадонну и видят у нее на руке красненькую веревочку), вот этих современных попсовых псевдо-духовных кружков (масонов, розенкрейцеров, саентологов) развелось очень много, они просто качают деньги из богатых известных людей. А на самом деле во всех этих мистических учениях, в любом случае, никогда ничего дурного и гадкого не было. Люди пытаются познать мир через собственные переживания либо химические формулы, либо через древние манускрипты, мне это не кажется плохим и скверным.
Если не музыкой, не Ляписами, то чем бы занимался в жизни, или хотел бы заняться?
СМ: Я не занимаюсь музыкой. Я рассматриваю жизнь как мистический опыт и перформанс. Музыкой занимаются Вагнер, Рахманинов, Моцарт, Бах и Бетховен, они занимаются музыкой и сейчас. Они формируют музыкальную религию, пишут библии, талмуды, от чего все мы, бедные жалкие воробушки, должны отталкиваться и понимать: то, чем мы занимаемся, это в лучшем случае объединение музыки, легких танцев, аэробики, мозговой гимнастики, цирковое искусство... Все здесь намешано очень сильно, и я не возьму на себя смелость говорить "я занимаюсь музыкой". Группа "Ляпис Трубецкой" - это не музыкальное формирование, у нас есть околомузыкальные отголоски в виде рингтонов, но мне стыдно, когда меня называют музыкантом. Если вы имеете в виду, что музыканты - это пафосные люди с гитарами, которые изображены на рекламе корпорации "Музторг", то я тогда вообще антимузыкант.
В: Тогда "Ляписа Трубецкого" можно считать антигруппой?
СМ: И даже контр-арт. Меня не интересует полное слияние или поглощение в каком-либо из жанров. Меня интересует очень много всего: кино, видео, интервью - как творческий элемент, а не как элемент серьезный. Я даю интервью крайне редко, потому что я не вижу в этом никакого смысла – сидеть и рассказывать, как я умею готовить салат, как лечу свои мигрени и боли в спине, учу своего ребенка. Это все прерогатива серьезных, специально обученных людей. А мы (я имею в виду 95 процентов людей, следящих за телеэкранами и за масс-медиа) пытаемся с помощью Сергея Зверева, Тимати и других сформировать принцип движения.
На заре творчества вы стебались над поп-культурой, притворялись театром, шансоном и кабаре, в альбомах «Капитал» и «Манифест» объектом сатиры стали антиглобалисты, политики и политические фанатики, но совершенно непонятно, куда группа будет двигаться дальше. Кто станет объектом насмешек в следующих альбомах?
Знаете, наш девиз - Castigat ridendo mores, то есть "смехом бичуем нравы". Стебутся обычно люди, которые скрывают собственные комплексы и пытаются найти причины собственных неудач в действиях других людей. У нас все-таки самоирония. Мы прежде всего подставляем себя сами, как древние клоуны. Мы не говорим с высокой трибуны, как современные юмористы: "Этот плохой, этот - козел". Мы пытаемся разобраться в вопросе, почему лично мы доверяем этим козлам, нас волнует вопрос собственной адекватной оценки мира, а это уже немного не стеб. Да, конечно, у нас есть элемент цинизма, очень много сатиры, но слово "стеб" подразумевает бездумное хихиканье и безосновательное оскорбление. Я бросаюсь на какие-то амбразуры, только если меня очень сильно разозлить. Это редко бывает.
Вашему коллективу не много не мало 18 лет,альбомы "Капитал" и "Манифест" являются будто второй молодостью группы,так ли это по Вашему?И что же все-таки повлияло на столь резкое изменение стиля?
На самом деле слово "эволюция" подразумевает гибкость и плавность движения, поэтому люди не воспринимают то или иное движение целиком. Они воспринимают только пиковые формы. Ты стоишь на вокзале, для тебя появление поезда резкое и неожиданное. А он прошел тысячи километров. И то же самое с группой "Ляпис Трубецкой". Мы ничего резко не делали, просто мы сделали акцент, когда посчитали нужным. У нас не было записи до 95-го года, но могу всех уверить: в 91-м году у нас намного больше песен, схожих с альбомами "Капитал" и "Манифест", чем в 98-м или в 2000-м году. Просто я уже говорил про наш темный период (где-то с 97-го по 2002-2003-й), связанный с нашей очень серьезной зависимостью от кучи обстоятельств. Мы были очень слабыми. В частности, я могу говорить за себя. Принималось очень много спорных решений, мы забыли о своей интуиции, что такое творческое кредо, что такое сверхзадачапотеряли нить повествования. Мы боролись за выживание, а во время таких аффективных состояний человек, конечно, делает очень много глупых, ненужных и совершенно гадких вещей. Можно было бы, конечно, начать говорить о том, как бедные мы попали в лапы системы, коррупционных корпораций, медиахолдингов, какими мы были непризнанными, но очень хорошими. Но не буду лукавить, вектор движения, в любом случае, начинается с нас и с меня лично. Мы делали очень много ошибок, и то, что воспринималось многими как группа "Ляпис Трубецкой", мне ужасно не нравилось, мне не нравилась моя профессия. Но просто у меня не было другого выхода выжить, как-то держаться на плаву и сохранить внутри этого жалкого пьющего трясущегося трусливого существа хоть немного истинного "Я" (такого восемнадцатилетнего смелого нонконформиста, каким я был когда-то очень давно). Поэтому никакой резкой смены не было, мы просто вовремя сделали правильный акцент. До этого мне нравилось работать на грани сливания с объектом собственных насмешек. Мне нравилось притворяться маргиналом из спального района, мне нравились такие достаточно опасные игры. То, что произошло – результат того, что мы смогли сохранить силы для такого гипер-рывка. Все было достаточно плавно, просто "Капитал" и "Манифест" – это гипер-рывок, мы (я со своими друзьями) совершенно точно знаем, что мы полностью независимы от обстоятельств, мы делаем то, что хотим, мы не принадлежим никакой субкультуре и никакому музыкально-политическому течению. Мы не панки, мы не анархо-синдикат, не группа, которая играет русский рок, не SKA-коллектив. Мы живем сами по себе и не выражаем ничьих интересов, кроме своих собственных. То, что мы сейчас делаем, нам нравится. Мы не преследуем никаких целей. Не было никакого маркетинга, мы не пытались найти в этом моду и угодить общепринятым тенденциям. Мы думаем, что группа "Ляпис Трубецкой" появилась именно для того, чтобы играть такую музыку и декларировать именно такие тексты.
Сергей, здравствуйте!
1. Когда концерт в Минске?
2. Справедливо ли была присуждена победа Диме Билану на предыдущем Евровидении?
Серёга,когда планируете выступить в Минске и будете ли вы выпускать ещё один DVD?!
Сергей, Вы сейчас активно гастролируете по России. А будет ли полноценный тур на родине, в Беларуси?
Очень Вас заждались.
1. СМ: Безусловно, у нас будет тур по стране, если, конечно, не будет никаких препон со стороны властей, потому что система проведения концертов в Белоруссии намного сложнее, чем в любой другой точке планеты. Мне кажется, что даже в Камбодже, на Кубе или в Ираке концерт сейчас легче организовать, чем в Белоруссии. Надо получить очень много разрешений из различных инстанций. Мы делали концерт в Витебске, и пришлось предоставить организаторам концерта список песен и краткое содержание каждой из них. Размещая рекламу, никто не застрахован от того, что за неделю до концерта может поступить звонок из управления культуры. Короче, много идеологов и идиотов во всей этой системе. Поэтому не хочется никого подводить, надо быть уверенным хотя бы на 80 процентов, что концерт состоится, прежде, чем браться за его реализацию. Но, думаю, все будет нормально.
В: Не усиливается ли давление властей в последнее время?
СМ: Давить можно на то, что поддается идентификации. Я стараюсь жить так, чтобы меня было невозможно идентифицировать в государственной системе координат. Я не нарушаю десять заповедей, я никого не убиваю, не граблю. У меня есть четкая жизненная позиция, твердый вектор на добро, как бы глупо и банально это ни звучало в наш век цинизма. Я знаю, что такое глубокое уважение моих друзей, у меня есть очень много ориентиров – Пифагор, Иисус, Моисей, Бодхидхарма, Махакашьяпа, Гильгамеш. И вот на них я ориентируюсь, потому что для меня эти ценности незыблемы, а некоторые государственные ценности (я имею в виду не только Белоруссию) заставляют относиться с недоверием к тому, что создавалось веками. Я выбираю то, что существует тысячелетиями, и для меня нарушить это – все равно, что нарушить те морально-этические принципы и нормы законодательства, которые нам декларирует современная система контроля и бичевания. Поэтому я просто стараюсь жить так, чтобы меня было невозможно идентифицировать, как в фильме "Матрица": я просто отключил двигатели. У меня нет юридического лица. Я официально безработный. У меня нет вкладов и у меня нет личной собственности. И как на меня давить? Я живу по позитивным законам небес, назовем их так. Я не торгую наркотиками или оружием, не совращаю малолетних, не ем младенцев и не торгую человеческими органами. Как можно на меня давить – чистый дух, божественный гомункул из "Фауста" Гете, свет в пробирке.
2. Я дважды лежал в сумасшедшем доме. В 18 лет в закрытом отделении, которое помогло мне раз и навсегда отказаться от употребления средств внутривенно, и потом еще один раз, по недоразумению. И это было бы весомым аргументом на "Евровидении", потому что я рад существованию песенно-танцевального конкурса, который дает шанс совершенно любому человеку на планете самореализоваться и победить. А видя, сколько желающих погреться в лучах софитов, я не хочу перебегать им дорогу. Это конкурс для людей, которые очень сильно нереализованы и закомплексованы. А у меня хватает жизненной реализации, у меня очень мало комплексов. Психотерапевт не заработал бы со мной ни копейки. Не вижу никакого смысла даже иронизировать по поводу этого конкурса. Слава богу, что жующие попкорн и громадные бутерброды люди в тапочках и в семейных трусах, глядящие в телевизор, видят себе подобных, которые выигрывают эти конкурсы. У них остается надежда, что даже в таком состоянии можно добиваться успеха.
В: Еще один вопрос в тему – как вы считаете, справедливо ли была присуждена победа Диме Билану на предыдущем "Евровидении"?
СМ: Одна из последних биографий, которая меня очень сильно волновала, это биография Артура Рембо. Для меня было парадоксом, почему человек, который писал совершенно фантастические стихи и так быстро добился популярности, уехал в Африку, стал коммивояжером и искателем приключений. Почему так быстро закончился творческий путь? Еще меня интересует биография Ван Гога, вся жизнь этого художника была кромешным адом на земле, и почему же у него такие светлые картины, в которых даже страдания показаны как некий элемент божественной благодати?
А вот про Диму Билана я вообще ничего не знаю. И советую людям больше обращать внимание на любых значимых персонажей, неважно, кто это – Ганнибал, Аристотель, Сталин, Рузвельт, Черчилль, Лу Рид или Питер Гэбриел... Для них будет намного полезнее знать их биографию, знать их мысли. И не обращать внимания на биографии Михалка, Билана, Леонтьева, Ромы Зверя, не покупать всю эту белиберду и беллетристику, которую они выпускают. Иначе они потратят свое драгоценное время. Лучше бы пошли на турнике поподтягивались, я считаю, это намного важнее.
1. Доброе время суток. Не боитесь ли Вы того, что многие слушатели могут воспринять текст песни "Манифест" - буквально "О, прикольно, я так хочу", не уловив иронии? Или это их проблемы?
Перед проигрышем в песни "Клип" Сергей произносит что-то типа "А теперь с жидами!" - правильно ли я раслышал, и если да, то что это значит (в контексте этой песни)?
2. Будет ли продолжение проекта "Саша и Сирожа", а конкретно, музыкальной его части? Может быть, после "Манифест-тура" сделать несколько концертов в большихгородах. Думаю, желающих посетить найдется много.
Очень нравится ваш проект "Саша и Сирожа". Также в своё время понравился их первый альбом "Ска-ты". Планируете ли вы новый альбом этого проекта?
1. Я не собираюсь никому ничего расшифровывать. Пропадает интрига и элемент искусства. Почему я должен ориентироваться на слабейших? Когда играешь в шахматы, чтобы научиться играть, надо играть с тем, кто играет лучше тебя. Поэтому я всегда обращаюсь к людям, которые умнее меня и больше понимают. Вот продавщицы цветов из универмага "Беларусь" в Минске - это женщины, которые живут в постоянном счастье. Они все время (на 90 процентов, не в тех случаях, когда у них покупают цветы на похороны) встречают счастливых людей, безрассудных пьяниц, спешащих на свидание. Вокруг них все время тепло, цветы, подвыпившие ухажеры... Я шучу. На самом деле, меня в моей жизненной квалификации интересуют люди, которые знают и умеют что-то лучше меня. В этом смысл древнего лозунга "совершенствуй себя". Я сам аутсайдер. Почему я должен ориентироваться на людей, которые знают меньше меня? Не собираюсь никому ничего разжевывать и не собираюсь нести за все за это ответственность. Я не лидер группировки прямого действия. Меня не интересует революция на улице как таковая. Мои гранаты не должны выходить за рамки ментального человеческого уровня, за рамки головы. Если кто-то не так поймет, то, наверное, будет иметь дело с органами.
2. Сейчас есть программа, называется "Желтуха", в которой "Саша и Сирожа" объединились с ансамблем "НОМ", Масяней и другими колоритными персонажами современного артхауса. Ее можно найти в интернете. А есть еще такое "СаСи ТВ", где можно посмотреть много различных передач. Вся эта игра изначально была для частного пользователя. То, что Саша и Сирожа стали мейнстримовыми персонажами на Украине и в Белоруссии - это нелепая случайность. Я никогда не хотел зарабатывать деньги с помощью носов из папье-маше.
Альбом вы выложили в Интернете, а где можно клипы посмотреть?
Клипы есть на afisha.ru и на еще каких-то официальных и неофициальных страницах группы "Ляпис Трубецкой". Есть официальный сайт, есть сообщество "Дети солнца", где многие могут самореализовываться с помощью инсталляций, фотографий, любых безумных проектов. Рамок не существует никаких. Полный хаос и творческая анархия со знаком плюс. Не знаю, где еще. Я не верю, что какие-то телеканалы будут показывать то, что мы сейчас называем видеоклипами. Я лично даже и не пытаюсь об этом договориться, мне надоела вся эта коррупция и угодничество. Я уже рассказывал про черный период. Это когда человек постоянно зависит от решений других людей. Эта коррупция и сформировала того глобального монстра, который сам рожает теперь мертвые течения. Все это не имеет отношения к так называемой биоэнергетике. Они сами порождают какие-то проекты, какие-то модные тенденции, пытаются сформировать вкус за счет массированной атаки. Как можно все время с кем-то договариваться? Так всю жизнь проведешь, спотыкаясь о пороги и наклонив голову. Неинтересно. Если кого-то что-то заинтересует, то вектор должен быть 50 на 50. Люди должны друг друга интересовать одинаково. При любой человеческой коммуникации: когда ты что-либо делаешь, какую-то работу, новые какие-то связи... Это законы бизнеса, энергии, мироздания. Всегда должно быть движение навстречу, а не кто-то кого-то тянет и проталкивает. Все эти моменты лоббирования очень интересны в политике. У них много денег и времени для того, чтобы заниматься этими постоянными рокировками за счет обманутых представителей истеблишмента и электората. А я ни то ни другое, я сам по себе.
1. Сергей,а как рождаются ваши песни? Кто то еще подкидывает вам материал или все своими силами?
2. какой из Российских городов вам нравится?
Сергей, на творчество каких музыкантов вы ориентируетесь, в какую музыкальную сторону смотрите? Существуют ли для вас на постсоветском пространстве исполнители/исполнительницы, которые достойны уважения и, возможно, восхищения?
творчество каких русских панк коллективов вам наиболее близко или достойно вашего уважения? В частности как относитесь к таким коллективам как "бригадный подряд", "наив", "distemper" и "король и шут"?
Серега! Слушаю вашу группу уже лет 6 и не разочаровался ни в одной песне!!! У меня такой вопрос. Что для тебя является музой в сочинении песен? Какую музыку и группы любишь и уважаешь?
1. СМ: За исключением кавер-версий – я автор идей, рифмованных заметок и текстов (назовем их так, потому что слово "поэзия" сильно ответственное, поэзия звучит сама по себе, без гитар и барабанов, наполняя все пространство собой). У меня тексты сами по себе не имеют волшебства, его добавляют ребята, которые вместе со мной занимаются музыкальной составляющей. Аранжировки, гармонии – это все уже коллективное творчество. Там включается мануфактура и проявляются наши коммуникативные способности, ну и на концертах, конечно. Я не могу, как Петросян, выходить и повелевать миллионами.
В: Не предвидятся ли изменения в составе группы?
СМ: Изменения обычно предвидятся в семьях и у девушек, которые собираются рожать. А тут какие изменения? У нас группа-монолит. Рокировки в таком достаточно мифическом коллективе, как "Ляпис Трубецкой"... Были люди, которые не выдержали темпа, когда много концертов, громкой быстрой музыки, репетиций, записей – это даже физически тяжело. Но сейчас мы уже стабильно играем больше пяти лет. Ребят все устраивает, но я за них не могу сказать ничего. Я лично пока не собираюсь переходить в балет "Тодес", хотя меня давно зовут.
В: А где у вас репетиционная база?
СМ: Собственной у нас нет. Это связано с тем, что мы живем в Белоруссии, а также с отказом иметь собственность. Опять-таки, проблемы аренды... Мы находим места, где можно репетировать, их, слава богу, хватает. В любом городе бывшего СССР можно за небольшую сумму прийти и порепетировать.
2. СМ: У меня нет определенной глубокой любви к какому-то одному городу. Все зависит от моего состояния, от времени года. У радости столько составляющих. Ты можешь приехать в свой любимый город и получить какой-то негатив от встречи с закомплексованным гопником-таксистом, и весь твой миф разрушится. Я стараюсь быть открытым к хорошим ощущениям в любое время, но мало ли, что может произойти. Конечно, есть места, в которых я жил – город Славгород в Алтайском крае, Красноярск, где живут самые мои большие, наверное, друзья, Норильск, где я заканчивал школу – все это связано с личностными переживаниями и не имеет к моему творческому пути прямого отношения. Я считаю, что любой человек в любой точке планеты должен быть настроен на религию молодых, на дружбу и любовь. Не воевать. Когда начинаешь расставлять "это я люблю", "это я не люблю", то бесы тебе будут подталкивать то, что тебе не нравится.
В: Есть такой распространенный тест – хочешь понять человека, спроси, что он любит больше, Москву или Питер.
СМ: Не знаю, что это за тест такой. Это все миф. В Киеве очень трудно отличить москвича от питерца. Не знаю, какие должны быть личностные характеристики.
В: Считается, что питерцы более интеллигентные.
СМ: Я видел, как в Питере моего знакомого два чувака с уголовным прошлым совершенно гадко и пошло хлопнули на 100 долларов. И видел, как в Москве такие же одиозные личности помогали маленькому мальчику разобраться в стремной уличной ситуации. Все это мифы. Может, кому-то нравится это соревнование. Мне нравится и Питер, и Москва. Везде хорошие люди, в любом закрытом обществе одинаковая процентная составляющая гоблинов, орков, просветленных, рыцарей света, демонов и ведьм. Многое зависит от того, на какой город как ты настроен. Я видел людей, которые говорят "это мой любимый город", а когда у него кошелек своруют, он начинает этот город ненавидеть, столько в этой картинке любви или ненависти своего личного отношения. Помню, я в Одессе сломал ногу и переживал: такой город, все хвалят, а я ногу сломал.
Сергей! У вас есть любимые музыкальные альбомы? Из тех которые на все времена... А с кем из великих музыкантов вам довелось встретиться или может даже поиграть вместе?
Спасибо.
У разных групп много хороших альбомов. Почти все у Dropkick Murphys; мне нравятся много альбомов Тома Уэйтса, Ника Кейва. Группа Rancid Indestructible - у них очень хороший альбом 2003-го года. У группы Clash есть хорошие альбомы "Clash" и "Combat-rock ", The Cure. Ramones - группа, которая всегда мне нравилась, и которая не перестает меня удивлять и радовать. Питер Гэбриел.
Сергей, какая у тебя любимая песня с нового альбома?
уже сейчас хотел бы что нибудь в нем изменить? что то переписать, дописать?
У меня уже давно не возникает желания что-то переделывать. Жить в плену постоянно сравнительного анализа – это очень глупо. Нам нужно жить здесь и сейчас, уже невозможно ничего изменить. Я знаю, какие были ошибки, но в следующий раз буду действовать, опять же, интуитивно, пытаясь отбросить рассудительный уровень. Я переписывать ничего не хочу. А песни... Если говорить о том, что у меня получилось сделать нового, то, наверное, можно назвать песню "Клип", я еще не слышал песен в подобном жанре, такой визуализированный трэш. В одной песне рассказаны три совершенно безумные истории, и все это за три минуты. Мне еще нравится песня "Попсовый жлоб", потому что рассказать за одну песню свое отношение к прошлому, настоящему и будущему и не пуститься в дебри философствования - очень трудная задача. Это все можно делать в интервью, в окололитературных эссе о своих ощущениях, можно разжевывать, давать много метафор, аллюзий, ссылок. А в рамках поп-культуры надо действовать очень быстро, ярко и точно. Поэтому я так открещиваюсь от всей психоделики, которая присутствует в музыкальном опыте планеты. Я люблю Игги Попа, я люблю быстрый SKA-панк. Мне кажется, что сейчас надо объясняться в рамках художественного вымысла, очень быстро, громко и без экивоков. Ненавижу словесные размазывания, нанизанные на музыкальные изыскания. Для меня как для меломана это не музыка 21-го века. Никого не хочу оскорбить, но я это не слушаю.
Сергей, Вы решили выложить свой новый альбом в интернет и выступили с разоблачением:
"Корпорации, медиа-холдинги, рекорд-лейблы и другие монстры шоу-бизнеса - это губительный фильтр для любых свежих идей! Продажа аудио-носителей, отчисления с концертов, авторские поборы кормят целую кучу этих дармоедов, а музыкант при этом получает жалкие проценты. Есть единственная возможность бороться с околомузыкальной системой - надо всем выкладывать музыку в Интернет!"
Но после этого стало известно, что Вы, как ни в чём не бывало, продолжаете сотрудничать с теми же самыми лейблами, выпуская альбом на CD. Некоторые люди стали упрекать Вас в непоследовательности и пустословии.
Что можете ответить своим оппонентам?
СМ: Во-первых, у меня нет никаких оппонентов. Жалкие попытки сделать проблему из несуществующего конфликта - это просто глупость. Мы никогда не заявляли, что не собираемся ни с кем сотрудничать. Я просто хочу, чтобы все люди точно поняли наше послание по поводу DIY и корпораций. Корпорациям нужно отдавать готовый законченный продукт с твердой уверенностью: то, что ты делаешь, сделано тобой лично. Где ты подписываешься и отвечаешь за каждый аккорд, за каждую рифму и каждый кадр, несешь ответственность за каждый свой поступок. Когда ты в этом уверен, корпорация тебе не страшна, она не может внедряться в твою творческую и имиджевую политику. Если я хочу, чтобы мой альбом прослушало как можно больше людей, почему я не должен использовать коммуникацию, налаженную годами? Другое дело, что я не хочу с ними сотрудничать на уровне формирования моего имиджа, лоббирования моих интересов, их участия в творческих советах – то, чем они сейчас занимаются, когда люди подписывают большие контракты. Вот и все, что я хотел сказать, когда говорил: "Не сотрудничайте с корпорациями". Именно на этом уровне: когда они будут заставлять тебя идти участвовать в программу "Две звезды" только потому, что они видят в этом бешеные рейтинги. Им совершенно все равно, что ты там выглядишь как кусок коровьей лепешки, по которой телега проезжает. Вот про что я хотел сказать, я не утопист и не представляю никакую замкнутую субкультурную формацию, я не с сайта "Автономные действия". Мне неинтересны лицемерие и детские нереализованные сексуальные мечты о том, что полная изоляция от мира принесет радость и благодать. Это все глупости. Я смело открыт к общению, просто, повторюсь, важно не становиться тиражированной бренд-единицей, тогда пришла жопа, ты попался на крючок. Поэтому когда нас обвиняют: "Вот, вы с ними сотрудничаете", я отвечаю: "Я что, предлагал всем уйти в лес?". Я предлагаю сократить контакты до минимума. Если у тебя есть какое-то послание (танец, песня - неважно) - нужно работать не внутрь маленькой системки, а попытаться вовлечь людей, которые не в теме, "кузьмичей", как называются околофутбольные фанаты. Неужели кто-то назовет лицемером Лу Рида или Питера Гэбриела, которые тоже предлагают выкладывать свою музыку в сеть, но и используют коммуникации корпораций для того, чтобы просто популяризировать свой продукт? Люди, которые говорят: "Я не нуждаюсь в популярности, меня интересует только 15 человек с моего района"- с ними должны разговаривать учителя в школе, а я не не Макаренко. Мне отвечать на подобное просто смешно и глупо. Я никогда не причислял себя к последователям Яна Маккея, потому что вижу много позерства и пижонства во всех этих заигрываниях с имиджем борцов с системой.
В: Какой была главная причина, по которой вы выложили свой альбом в сеть?
СМ: Их три. Скорость: если вести переговоры о выходе пластинки, то это займет 3-4 месяца. Пластинка была готова и через неделю появилась в сети. А так нам бы пришлось формировать макеты обложек и так далее. Скорость - это важная составляющая в мире, где даже один день может играть большую роль.
Второе: корпорация начинает переговоры с твоего унижения, начинает демпинговать: "Вы старый артист. Материал свежий, офигенный, но ТВ не будет крутить эти клипы, а радио – эти песни". Они называют тысячу причин, почему именно они (исключительно из дружеского отношения к коллективу) приобретут материал за какие-то жалкие деньги. Это неправильно. Нельзя замедлять скорость при передаче эстафеты, ты никогда так не придешь к финишу первым. Я вам скажу, что для 90 процентов артистов, кроме, быть может, топовых Билана и МакSим, переговоры начинаются с этого. Такими переговорами просто не хочется заниматься, как можно доверить этим людям то, чему ты посвятил столько времени и энергии?
Третья причина - это слово "квази". Когда ты отдаешь кому-то пластинку, у тебя создается впечатление, что работа пошла, что она кипит, пока ты сидишь дома. Каждый день люди ставят в плеер твою пластинку и говорят, что это классно, звонят топ-менеджерам, на радиостанции. А на самом деле работы никакой нет, в этих громадных корпорациях никто и ничего не делает. Ты звонишь, спрашиваешь, почему в таком-то городе нет твоей пластинки, почему нет рекламных роликов, почему никто не приходит брать интервью. Получается, что в тот момент, пока ты бездействуешь, ничего и не происходит. А я считаю, что популяризация – это очень важная составляющая всего смысла. Ты хочешь, чтобы как можно больше людей услышали твои идеи. Те, кто согласны - приходят на концерты, и вы вместе торжествуете и поете, ты находишься в огромной радости да еще и получаешь за это дивиденды. Ты здоровый рабочий класс в сегменте чахлого бизнеса. Вот и третья причина. Мы похоронили несколько пластинок, когда отдавали их корпорациям, а они вяло сливали все это. Тем более, что ты кормишь этим всю систему. Говоря с корпорацией, ты надеешься, что они из говна сделают конфетку, благодаря своим коррупционным связям, позвонят нужным людям и пролоббируют\проплатят ротацию. Все это – сиситема, и ты попадаешь в глупый оборот, а они начинают тебе диктовать свои условия. В моем возрасте уже глупо так сильно прогибаться.
В: То есть, CD все-таки не будет?
СМ: Почему? Есть выбор – скачать пиратскую копию. У меня, к примеру, дома вся продукция пиратская. Но если мне нравится альбом, я покупаю лицензионное издание и плачу нормальные деньги, потому что я хочу иметь в руках эту супер-коробку. Здесь точно такое же условие. Если тебе интересно, можешь скачать бесплатно, если захочешь – пойдешь и купишь. Но, опять-таки, корпорация, которая продает, не закладывает в стоимость цены то, что они заплатили бы нам. Ты платишь за болванку, потому что корпорация не дала нам никаких гонораров за это. Пластинка в любом случае появится в каждом доме, отдал бы я ее корпорации или нет, ее те же пираты растиражируют. Корпорация, которая берет нашу пластинку, делает это на свой страх и риск: они ведь знают, что мы выложили ее в сеть, и в этом смысл игры. Какой лейбл будет ее выпускать, я не в курсе, это вопрос к людям, которые с нами работают.
Уважаемый Сергей! Мне и моей подруге очень понравилась песня Зорачкi. Расскажите, пожалуйста, где взять текста песни и ее перевод? Очень хочется подпеваАть :) во время прослушивания, а в белорусском языке мы не сильны...
Я сам не занимаюсь переводами, но, думаю, что на каких-то наших сайтах их можно найти. "ВКонтакте", наверное, существует страничка, где люди более углубленно интересуются тем, что мы делаем, там и переводы, я думаю, есть.
Сергей,
ответьте, пожалуйста, серьёзно, почему всё-таки не увидел свет первоначальный вариант клипа на песню Манифест, с коровами и Михалком-дьяволом? Судя по фото со съёмок, это мог быть один из самых грандиозных клипов за всю историю группы.
Слово "грандиозность" в итоге перевесило разумные пределы. Мы попытаемся сделать короткометражный сюрреалистический фильм минут на 40, а уместить историю в 3 минуты просто не получилось. Нужно было либо жертвовать самой историей и делать клиповый монтаж, либо попытаться рассказать историю, но это было бы очень нудно и невнятно. Просто не получилось, но у нас много чего не получается, мы же не звезды, мы только учимся.
Сергей, привет!
Музыкальная журналистка Татьяна Замировская после того, как прослушала Ваш новый альбом, написала в блоге, что снова ощутила подзабытое чувство гордости за то, что она беларуска.
А что для Вас является настоящим признанием Вашего альбома?
Спасибо.
СМ: Конечно, можно исчислять это в категориях математики или физики: количество концертов или количество внимания к собственной персоне, прочие составляющие успеха пластинки, но все это очень близко к тщеславию, и я уже знаю цену всему этому. Я думаю, что самая главная составляющая успеха на сегодняшних концертах это то, что 99 процентов людей не интересует то, что было раньше, их интересует "Капитал", "Манифест" и максимум, может быть, альбом "Золотые яйца", они вместе с нами живут в кибер-панке, в недалеком будущем и при этом веселятся и радуются здесь и сейчас. Они чувствуют, что эмоция это как мороженое: если ее заморозить, то потом она все равно будет невкусной, а если не потреблять - она быстро растает. Мне важно, чтобы эмоция жила сейчас. Я гастролирую и вижу, что ребятам это катит, а мне это тоже очень важно, потому что, не буду лукавить, я надеялся на это, но я не преследовал такой цели ни с "Капиталом", ни с "Манифестом". То есть я не рассчитывал на всенародную любовь и такой "мейнстримовый" успех со всеми вытекающими: когда всех интересует твое слово, твое дело, какой фирмы у тебя кроссовки, начинается вся эта "борода" ненужных девайсов, связанная с понятием успех.
В: Как изменилась ваша аудитория за годы выступлений? Замечаете ли вы это?
СМ: Сейчас аудитория близка к аудитории 90-95-го годов, состоящей из достаточно иронично-цинично настроенных, но очень позитивных людей, среди которых было очень много одиозных персонажей: непризнанные поэты, авангардные художники, панки. И сейчас таких много. Слава богу, нами стали меньше интересоваться люди, которым наши песни не были адресованы. Из-за популярности в 98 году многие наши сообщения были доставлены не по назначению, и потом из-за этого стали происходить различные эксцессы.
Здравствуйте! Во-первых, спасибо за новый альбом, за здоровое чувство юмора и за то, что вот уже 18 лет остаётесь разными.
Нет ли в планах ещё каких-нибудь совместных проектов с "Крамбамбулей"?
Спасибо.
Привет, это дебилы): Есть в планах совместные проекты с хорошей группой Zdob si Zdub?
Нет, делать совместные проекты я пока не собираюсь. Когда мне не хватало реализации в группе "Ляпис Трубецкой" и когда я не мог на ней полностью сконцентрироваться, эта профессия - быть артистом коллектива с очень сильно подмоченной, если не сказать обоссанной, репутацией - доставляла мне очень много хлопот, я все время пытался реализоваться в самых разных творческих предложениях: телевизионных, кукольных, я делал мультики, пел с друзьями в других группах, делал совместные проекты. У меня было на это время, были силы, было желание. Сейчас я не хочу распыляться. Я уже знаю, на сколько важна "аккумуляция" в сегодняшнем мире, надо уметь держать эмоции и иметь силы "про запас". Энергетический тираж – это очень опасно, можно просто разлететься на тысячи маленьких Михалков, а потом бегай, лови их! Сейчас я не хочу ничем больше заниматься, у меня давно нет свободного времени.
Сергей, Жыве Беларусь !
Вопрос 1. Нет ли у Вас мечты сняться в художественном фильме ? - нам кажется , что это будет супер !
2. Вопрос вам как беларусу и панку : ваш прогноз - до какого точно года Лукашенко будет президентом ?
Дзякуй Вялікі !
1. Мне предлагают сняться в кино, но для меня сейчас важна собственная материализация. Я часто использую это слово, надо мной уже даже ржут. Но я не знаю, как еще сказать. Я занимаюсь материализацией, у меня есть какие-то идеи, которым я предаю зыбкую форму – форму песни, клипа, пластинки и так далее. А кино – это чужая материализация, мне пока это не интересно. Но это я сейчас так говорю, а через полгода вдруг у меня возникнет страстное желание на эротическом уровне, на уровне чакры удовольствия, и все скажут – лицемер. Не надо так серьезно к этому относиться, я уже поговорил про себя и Диму Билана. Нужно очень серьезно вчитываться в строки, которые произнесли великие мудрые люди – перечитать Чаадаева или Герцена, а подвешенный язык – это часть нашей профессии.
2. Интересный вопрос, ничего я не думаю по этому поводу. Я не определяю свой личный жизненный путь, пытаясь подстроиться под биографии гослидеров, чиновников, тиранов, демократов, коммунистов, популистов, фашистов, националистов. Я считаю, что в этом и состоит послание и кодекс воинов Бусидо, которые были в Японии - надо уметь быть свободным и формировать свой жизненный путь, не взирая на предлагаемые обстоятельства. Поэтому меня не интересует биография Александра Лукашенко. Вот и все, что я могу сказать. Гадать на кофейной гуще, что и как там дальше будет - это не мое дело. Есть политологи, есть люди, которые пытаются строить свою жизнь в соответствии с госчиновниками, но они попадают в их энергетическую матрицу и действуют уже с ними сообща, сами того не понимая. Так что я стараюсь жить сам по себе.
А вашей группе где больше нравится выступать(в ледовых дворцах,больших концертных залах-где большая аудитория,или в небольших клубах-барах-где почти камерная обстановка)?И где по вашему лучшее место в России для выступлений(площадка)?
Всегда по-разному. Для меня сейчас важно только одно – техническая составляющая концерта: хорошо налаживаемая аппаратура и веселое проветриваемое помещение. А об эмоциях и инструментарии – об актерском мастерстве, об орфоэпии, о речи, гармониях и рифмах я не волнуюсь. И еще раз говорю, все зависит от людей, хорошие и добрые люди могут любое неудобоваримое и некомфортное помещение превратить в демский hot, а гады и сволочи могут из любой церковной обители сделать пещеру.
Сергей, как вы относитесь к идее легализации марихуаны?
К любым легализациям я отношусь достаточно спокойно, в легализации я не вижу никакой проблемы или угрозы, ни для себя, ни для своей семьи, ни для своего сына. Сам я не употребляю, так что мне все равно. Там, где существуют запреты, действует криминал - мир покрывают криминальные корпорации (корсиканские братства, мафия). Что я буду тут рассказывать то, что показывают каждый день в "Дорожном патруле". Чем больше запретов, тем больше трупов. Я в этом уверен. Многие пугают, что анархия, хаос и армагеддон грозят именно из-за легализации, а я считаю, что чем больше у нас будет свободы, либерализации и жизненного пространства, тем мы все будем свободнее и добрее.
Когда-то вы заявляли, что Беларусь станет страной, которая будет массово поставлять интересные музыкальные проекты на просторы бывшего СССР, как Швеция периодически поставляет интересные группы Европе и миру. Ваш прогноз не сбылся. Что мешает раскрутиться в России группе «Без Билета», фрик-кабаре «Серебряная свадьба», Михею «Носорогову», той же «Крамбамбуле»? Как вы способствуете продвижению белорусских групп на российскую и украинскую территории?
А как же группа "5 диез", а как же певец Серега, группа "Троица". Если группы известны в альтернативной андеграундной среде, то это уже большой плюс. А как же ваша любимая Подольская или певец Алехно или певица Агурбаш? Коллективы существуют, есть много творческих проектов. Друге дело, что сейчас (в связи с возросшим приоритетом национал-патриотизма в России) группам из ближайшего зарубежья все труднее и труднее реализовываться. То есть группа, поющая на белорусском языке, просто обречена на непонимание, потому что ее никто не будет крутить и так далее.
Поэтому просто сейчас такая ситуация, ничего плохого я в этом не вижу. Настанет время и мы жахнем! Очень много хороших групп, много интересных ансамблей. "ТТ-34", Rasta, металлистов хватает, много интересных панков. Все кипит и все происходит.
Я залез на MySpace-страничку группы "Серебряная свадьба", у них тысячи друзей, гастроли в Париже. Или группа Together, у них туры по Чехии.
Друге дело, что нет видимой материализации. Нет глобального захвата просторов и эфиров российской музыкальной индустрии белорусскими музыкантами. Но я думаю, что Подольской с ее браком с Владимиром Пресняковым и Сереги с его песнями "Чики" и "Бумер" хватит на пару лет вперед, чтобы никто не волновался за будущее нашей поп-культуры.
Сергей, как Вы отнеслись к смерти Егора Летова (что Вы почувствовали, поняли, осознали)?
Я уже рассказывал выше про аккумуляцию эмоций, я достаточно спокойный человек. Одна из духовных практик, которая мне тоже очень нравится, хоть она и восточная, но она достаточно легко вписывается в жизнь европейца - это дзэн-буддизм. Все знают, что я всегда с уважением относился к творчеству Летова. Но рассказывать, что я пережил, я не могу, кажется, я был спокоен, у меня, видимо, были свои проблемы. В транс я не впадал.
Какие книги и каких авторов Вы сейчас читаете?
Если говорить о современной беллетристике, популярной литературе, то тут мало авторов, которые мне интересны. Наверное, Нил Гейман, который сейчас становится очень модным писателем, кибер-панки, такие как Вильям Диксон, Брюс Стерлинг. Фантастика: Станислав Лем, Филип Дик. А остальное... Мне нравится "Котлован" Платонова, мне нравится Артур Рембо. Я думаю, что очень важны книги, которые и интересны, и полезны: "Божественная комедия" Данте и "Фауст" Гете. Когда называешь такие произведения, рискуешь нарваться на непонимание. Но это действительно интересно. Вообще, я читаю очень много справочников и энциклопедий: энциклопедии символов, мистических веществ, мифология древней Греции. Вот это то, что меня будоражит и захватывает.
раньше вы не использовали в своих песнях ненормативную лексику (кажется, даже принципиально). а начиная с "Капитала", в ваших песнях стали проскакивать всевозможные "ж..пы" и "бл..ди". зачем вам это? Шнура же все равно не перематерите...
Это вранье, я не матерюсь никогда. Слово "гондон" каждый ребенок с детского сада знает. Я не считаю, что это ненормативная лексика, наоборот я считаю, что это сейчас норма. А вообще, я же не матерюсь как Шнур. У него есть свой творческий путь, придумал свой творческий язык общения с миром. У меня язык художественный, но я матерюсь очень редко, в песнях нет мата. Я знаю, какой мат называют ненормативной лексикой, но я не использую такие слова.
Я не смотрю телевизор, но иногда мне приходится видеть то, что показывают. Я смотрел Comedy Club, который показывали, пока я ждал рейс, и слово "жопа" они использовали, когда, так сказать, отдыхали.
Зачем лицемерить? В жизни я много матерюсь, но в песнях я стараюсь обходиться другими словами.
Здраствуйте Сергей! За каго бы вы проголосовали? Обаму или Мак Кейн
Обама из себя строит конечно такого нео-хиппи. Ну и я бы не голосовал вообще, так как в жизни я не голосую никогда. Когда ты во все это ввязываешься, это все очень значимо. А я хочу, чтобы в моей жизни это не было значимо. Поэтому я бы все равно ни за кого не голосовал.
Международной политикой сейчас невозможно не интересоваться, так как это теперь заложено в нас генетически. Далай-лама меня интересует, значит, я интересуюсь международной политикой.
Приветствую, Сергей! Расскажи за какую футбольную команду ты болеешь и как относишься к околофутболу? Какой российской команде симпотизируешь? Болел ли за сборную России на Евро-2008?
К футболу я отношусь спокойно, умею в него играть на дворовом уровне, но это не моя страсть. Как болельщик я предпочитаю бокс. Футболом я не поглощен, конечно, я слышал названия команд. И во время чемпионата мира я не отменяю все дела, чтобы сидеть у телевизора и трястись. Хотя спорт хороший, я с уважением к нему отношусь.
Привет, Сергей!
Насколько активно народ качал бесплатный "Манифест" ? Такая информация наверняка есть у держателей сайтов где выкладывался альбом. Интересно было бы потом сравнить с продажами в магазинах
Я скажу статистику по первой неделе: цифра приближающаяся к 100 тысячам, порядка 70 тысяч. Можно добавить, что у пяти предыдущих альбомов, которые мы выпускали с помощью рекорд-лейблов, продажи не достигли даже половины этой цифры.