Герман Садулаев, писатель, финалист премий "Русский Букер" и "Большая книга"
Что можно и нельзя писать о Чечне? В конце октября российский писатель чеченского происхождения Герман Садулаев дал пространное интервью "Комсомольской правде", рассказав о нравах современной Чечни. Одно из его утверждений, касающееся невозможности чеченского мужчины удовлетворить свои сексуальные желания вне брака, показалось спорным Рамзану Кадырову, который назвал Садулаева "шизофреником" и отказался считать его за человека. После этого против Садулаева выступил чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев, который в своих высказываниях был едва ли не жестче главы республики. В ответ писатель вызвал Нухажиева на публичные дебаты, а на защиту Садулаева встали российские писатели, обратившиеся к уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину. Что можно и нельзя писать о Чечне? Насколько опасно быть чеченским писателем? Что есть такого в чеченском обществе, чего нет в российском? Почему чеченцам сложно адаптироваться за пределами республики? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил писатель, финалист премий "Русский Букер" и "Большая книга" Герман Садулаев.Чечня это Россия?
Чеченская республика – субъект Российской Федерации. У нас единое правовое пространство. Поэтому в Чечне должны действовать все законы Российской Федерации. Никакой "национальной самобытностью" нельзя оправдывать нарушение федеральных законов. Национальную самобытность можно проявлять сколько угодно, но в рамках общих законов Российской Федерации. Иначе нет смысла. Иначе действительно встает вопрос, который Вы задаете.
Как вы относитесь к европеизации Чеченской республики? Не стоит ли ослабить религиозное влияние, и сделать республику более раскованной?
Мне кажется, что в Чеченской республике параллельно идут разные процессы. С одной стороны, усиливается религиозное влияние, возрождается национальное самосознание. С другой стороны, как и во всем мире, идут процессы глобализации, по-сути, вестернизации. В этих процессах есть свои плюсы и минусы. Сочетание таких разновекторных тенденций может приводить к конфликтам. Но что нам всем во всех регионах России действительно нужно – это найти правильный баланс между сохранением национальной и культурной, в том числе религиозной идентичностью каждого народа и укреплением единой, общей цивилизационной основы для всей страны. Или "федерация" будет только на бумаге.
Считается, что каждая нация исторически склонна к какому-либо виду деятельности. Это подтверждает международное разделение труда. Одни занимаются микроэлектроникой, вторые качают нефть, третьи преуспели в фармацевтике.
Какую роль в этой структуре может занять Чеченская республика?
Спасибо.
Здравствуйте, Стас! Спасибо Вам за вопрос.
В "генетическую предрасположенность" я принципиально не верю. Международное разделение труда основано на обстоятельствах развития, взаимоотношениях, закрепленных ролях народов, обществ и государств, то есть обусловлено не "генетически", а исторически, как Вы правильно отметили.
Чеченская республика – часть Российской Федерации. Поэтому, прежде всего, Российская Федерация должна укрепиться в достойной позиции на международном рынке, в международном разделении труда. Роль простого "поставщика природных ресурсов" не адекватна России, великой державе. А Чеченская республика должна найти для себя адекватную роль на рынке и в разделении труда в сообществе регионов Российской Федерации и других стран Таможенного Союза (Россия, Белоруссия, Казахстан).
Я не профессионал в макроэкономике, но по моему сугубо частному мнению, узкая специализация для Чеченской республики и неблагоприятна, и вряд ли возможна. То есть, опять же, просто "качать нефть" - тупик, тем более, что не так уж много этой нефти в Чечне.
Мне кажется, роль Чеченской республики в структуре российской экономики должна быть комплексной: и добыча сырья, и нефтепереработка, химическая отрасль, которая всегда была сильна в Грозном, и сельское хозяйство, которое довольно успешно развивалось в ЧИАССР в советские времена.
Герман, какие по Вашему главные отрицательные и положительные черты чеченского народа и Ваш футурпрогноз на будущее самостоятельной, независимой Чечни?
Уважаемый Юрген!
Я не верю в "генетические предрасположенности" никакого народа ни к добродетели, ни к злодейству. Поведение представителей каждого народа зависит от исторической и общественной ситуации, от культуры и воспитания.
Чеченская республика – часть Российской Федерации. Это результат искреннего и свободного волеизъявления подавляющего большинства населения Чеченской республики. Поэтому вопрос о политической независимости не стоит и прогнозы на этот счет не будут правдоподобными.
Добрый день!
Прошу ответить на вопросы.
1. Вы чеченец? Верующий?
2. Как считаете, может ли глава субъекта РФ быть по совместительству генерал-майором МВД?
3. Чем чеченская литература отличается от русской?
4. Как оцениваете сегодняшнее состояние гласности в Чеченской республике?
Спасибо.
Здравствуйте, Семен!
1. Я не чеченец. Это официально установлено. А про веру – это сфера личного, у меня и у других людей тоже. Я не люблю, когда это напоказ.
2. Я не специалист в этой отрасли права. Но, насколько мне известно, звания, в том числе воинские или в системе правоохранительных органов, не являются препятствием для занятия государственных должностей как в субъекте федерации, так и в федеральных органах власти. Генералом был губернатор Лебедь, и нынешний премьер-министр России Владимир Путин также имеет звание. Другое дело, что занимая свои должности, эти лица не могут быть одновременно действующими генералами или полковниками в системе правоохранительных органов. Для гражданской службы предусмотрена своя система чинов. Очевидно, они должны считаться находящимися в запасе. Для находящихся в запасе предусмотрено и присвоение очередных званий в установленном порядке. Несколько странно выглядела история ускоренного присвоения генеральского звания действующему главе региона. Но это внутреннее дело соответствующего ведомства.
Состояние гласности в Чеченской республике я оцениваю как неудовлетворительное. Есть попытки вычленить республику из единого информационного пространства Российской Федерации, и это, безусловно, негативная тенденция.
3. Чеченская литература, как мне кажется, отличается от русской тем, что чеченская литература пишется на чеченском языке, а русская – на русском.
Спасибо.
Здравствуйте Герман.
1)Как Вы считаете, есть ли будущие у русского населения в Чечне?
2)При нынешнем без контрольном финансирование республики, происходит ли милитаризация чеченского населения?
Здравствуйте, Дмитрий.
1. Я считаю, что этот вопрос должен быть решен для блага и самой Чеченской республики, и всей России. Повторяю, что этническая однородность региона мне видится как негативный фактор. Но процесс возвращения русскоязычного населения будет, возможно, сложным и болезненным.
Прежде всего, нужно признать факт притеснения русскоязычного населения при дудаевском режиме. Нужно назвать вещи своими именами – это была этническая чистка, и как таковая она должна получить соответствующую оценку.
Федеральным центром осуществляются компенсации жителям Чечни за разрушенное в результате силовых операций жилье, этот процесс идет, в основном, даже завершается, хоть и с огрехами, вызванными преступной коррупцией и в центре, и на местах. Но до сих пор недостаточно внимания уделяется вынужденным переселенцам из числа русскоязычного населения, покинувшим Чечню. Я считаю, что вынужденным переселенцам должна быть назначена дополнительная достойная компенсация из бюджета Чеченской республики. Это будет наилучшей формой признания моральной ответственности и извинением. Что не отменяет и чисто моральной необходимости признания несправедливости и преступности этнических чисток.
И, далее, особого внимания заслуживает судьба коренных северокавказских этносов русского корня – в первую очередь, Терского казачества, которое веками жило на этой земле, а теперь лишается родины. Мы рискуем потерять целую самобытную культуру, являющуюся важной частью общей культуры Северного Кавказа. Нужно понять причины этого явления и создать все условия для терцев, чтобы они оставались на своей земле и возвращались на родину.
2. Я разделю Ваше беспокойство в том, что финансирование развития республики недостаточно продуманно и получается однобоким. В республике продолжаются восстановительные работы, идет борьба с экстремизмом, но давно пора уже и создавать собственный экономический базис. Пока экономика республики слаба. И молодежь имеет немного альтернатив для трудоустройства: временные строительные работы или служба в правоохранительных органах. Есть еще гражданская служба, но количество вакансий в ней по определению ограничено. Предприятий реального сектора экономики пока недостаточно, чтобы трудоустроить всех молодых людей. И многие надевают форму с погонами вместо роб или деловых костюмов. Это создает видимость милитаризации населения.
Такой вариант "узкой специализации" региона – комплектование силовых соединений, я считаю предосудительным. Тем более, если обстановка в республике действительно нормализуется год от года, как нам сообщает официальная статистика (правда, президент России Дмитрий Медведев отметил, что она может быть недостоверной, увы). Значит, столько силовиков в самой республике не будет нужно. Что тогда? Экспортировать в другие регионы России? Дислоцировать "чеченские" батальоны охраны правопорядка по всем регионам от Владивостока до Калининграда? Эта внешне практичная идея на самом деле является неправильной и опасной. Правоохранительные органы и вооруженные силы должны комплектоваться пропорционально из всех народов России, в этом гарантия единства и стабильности. Вооруженные силы должны дислоцироваться равномерно, исходя из соображений обороны и государственной безопасности, а другие силовые структуры, по моему убеждению, должны быть укомплектованы местными жителями в каждом из регионов, так как работа по охране правопорядка требует знания своей земли, чувства почвы.
Добрый день.
Расскажите пожалуйста о понимании и развитии идей Кунта-Хаджи о ненасилии в современной Чечне.
Сколько по-вашему осталось русских рабов в Чечне и вообще на Кавказе ?
Спасибо.
Здравствуйте, Роман.
Спасибо за интерес к личности и учению Кунта-Хаджи Кишиева, замечательного чеченского проповедника и мыслителя, жившего в 19 веке. Кунта-Хаджи, с его великой ролью в истории чеченцев, более всех остальных достоин стать символом чеченского народа и ориентиром для новой Чечни. Но, по моему мнению, отношение к нему в современной Чечне неоднозначное. С одной стороны, Кунта-Хаджи Кишиев официально признается важнейшим духовным лидером, его имя носит Исламский университет в Грозном. С другой стороны, внимание к его учению, к следованию его заветам недостаточное. Кишиев был суфием, а нынешние духовные начальники, мне кажется, склоняются к другой, более институционализированной религиозной практике.
В свое время я предлагал официальному Грозному принять и оказать содействие всемирно известному писателю из Германии Илье Троянову, который очень интересуется суфизмом и хотел написать книгу о Кунта-Хаджи. Троянов прославил бы чеченского проповедника согласия и ненасилия на весь мир, что, безусловно, послужило бы к благу чеченского народа и улучшению образа Чеченской республики. Но, к моему глубокому разочарованию, Грозный отнесся к этой идее без энтузиазма, с формализмом.
Что касается "русских рабов", да еще и в настоящее время, я думаю, это не более, чем очередной миф. В Чеченской республике действуют законы Российской Федерации, все факты насильственного похищения, удержания и принуждения к рабскому труду лиц любой национальности должны расследоваться в установленном порядке и виновные подлежат уголовному наказанию.
1) Слышала, Чечня после войны стала мононациональной. Так ли это?
2) Опять же мнение из блогов на ваш суд: чеченцы считают себя победителями в гражданской войне 90-х, а русских програвшими. Такое мнение действительно разделяют в массе ваши соотечественники?
3)читала, что уровень благосостояния в Чечне выше, чем в среднем по России. Так ли это? И почему?
Спасибо
Здравствуйте, Галина!
1. В настоящее время абсолютное большинство постоянно проживающих в Чеченской республике граждан Российской Федерации – этнические чеченцы. В республике пока что достаточно граждан других национальностей, но это, в основном, военнослужащие, прикомандированные сотрудники правоохранительных органов и гражданские специалисты. Значительное число русскоязычных жителей республики сменили место жительства во время дудаевского правления и последовавших силовых операций федеральных войск и правоохранительных органов по восстановлению территориального единства Российской Федерации и конституционного порядка. Я считаю этническое однообразие одного из регионов России, которая является многонациональным государством, негативным фактором, препятствующим развитию республики и ее интеграции в общероссийское пространство.
Власти республики и федеральные власти провозгласили программу возвращения вынужденных переселенцев, в этом направлении предпринимаются значительные усилия, в основном, материального характера, но эффекта пока нет. По моему личному мнению, создание материальных условий для возвращения переселенцев и для привлечения специалистов любых национальностей, необходимо, но не достаточно. Проще говоря, мало построить приглашенным специалистам хорошие современные дома, нужно еще и создать атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения, атмосферу, в которой российским гражданам всех национальностей будет комфортно на чеченской земле.
2. Я считаю военные конфликты и последствия силовых операций в Чечне нашей общей трагедией, братоубийственной войной, в которой не может быть победителей. Думаю, что многие чеченцы в этом согласятся со мной. Другое дело, что в последнее время националистически настроенными кругами пропагандируется некий миф о "народе-победителе", но и в этом случае на роль проигравшего врага назначаются ни в коем случае не "русские", а некий "международный террористический интернационал". Я понимаю, что подобные мифы нужны и важны для поддержки позитивного национального самосознания, и, возможно, в такой версии нет ничего плохого. Тем более, что чеченские сотрудники российских правоохранительных органов действительно очень много сделали и делают для борьбы с терроризмом, часто жертвуя собой и совершая героические поступки. Вы знаете, несколько лет назад для чеченца надеть мундир российского военнослужащего или сотрудника милиции – уже было героизмом, они становились первой мишенью для террористов и сепаратистов, многие заплатили своей жизнью. Их героизм достоин поклонения.
Вместе с тем, любой миф – всегда упрощение реальной истории. Нельзя забывать значение, которое в противодействии террору и экстремизму имели и имеют действия федеральных силовых структур, нельзя забывать и русских парней, погибших на этой войне за Россию, единую и безопасную для всех ее жителей.
И в любом национальном мифотворчестве, даже и отчасти полезном, надо не заигрываться, не скатываться к проповеди национального превосходства и национальной исключительности какого бы то ни было народа.
3. Не думаю, что это так. Вся Россия у нас развита, к сожалению, неравномерно. Благосостояние жителей городов Москвы и Санкт-Петербурга сильно отличается от благосостояния жителей деревень Псковской области. Поэтому "в среднем по России" - это все равно, что "температура больных в среднем по палате". У кого-то горячка, а кто-то уже хладный труп. Такая статистика нам ничего не дает.
Уровень благосостояния в Чечне, несмотря на все обещания построить "кавказскую Швейцарию", пока что значительно ниже уровня благосостояния в столичных городах России и находится примерно на том же уровне, что и в других провинциальных областях нашего государства.
Есть цифры существенных средств, которые выделяются федеральным центром на финансирование целевых программ в Чечне, и они значительно выше, чем в среднем по России. Однако следует понимать, что эти деньги не доходят до чеченских домохозяйств в чистом виде. Основная часть ресурсов по-прежнему тратится на восстановительные работы и создание минимальной инфраструктуры. В Чечне удручающе высокий уровень безработицы, низкий уровень оплаты труда даже для тех, у кого есть работа. Далеко не все богачи и бизнесмены. Есть, как везде, бюджетники – учителя, библиотекари, медицинские работники. Многие семьи живут у черты бедности, на социальные пособия и непостоянные заработки.
Добрый день уважаемый Герман!
Уважаю Вашу взвешенную и жесткую позицию в деле прекращения межнациональной розни в нашей стране. Хотелось бы узнать, каким Вы видите будущее чеченского народа?
Здравствуйте, Александр!
Большое спасибо! Будущее чеченского народа сейчас, более чем когда-либо, зависит от самого чеченского общества. Чтобы будущее было мирным и светлым, чеченское общество должно искоренять все сорные ростки нацизма и фашизма, допускать критику и самокритику, свободную дискуссию для исправления ошибок, для определения путей развития, укреплять дружбу с другими народами России и учиться сотрудничеству и взаимопониманию.
Уважаемый Герман,после отмены Грузией виз для жителей Северного Кавказа стал замечать довольно регулярно в Тбилиси автомашины с чеченскими номерами. Люди приезжают за покупками,на лечение, пробуют делать бизнес - и это ещё и месяца не прошло после открытия. Как вы думаете, Грузия может послужить определённым примером для чеченцев или нет?
С уважением.
Уважаемый Ираклий!
Инициатива Грузии об отмене виз для жителей Северного Кавказа представляется мне очень полезной, своевременной, служащей укреплению связей и дружбы между народами. Чеченцы и другие народы Северного Кавказа общей историей и культурой родственны населению Грузии; в этом отношении весь Кавказ – одна земля. И устранение искусственных барьеров – дело благое, нужное.
Мне вообще кажется, что не только Кавказ, но и вся территория бывшего СССР должна заново объединиться, пусть и на другой основе, может, не как одно государство – но как одно жизненное пространство для людей, народов, которые за века совместной истории стали близкими родственниками. Пусть у каждого будет свое государство, если хотите – флаг, гимн, язык и самобытная культура, но без барьеров, без виз, таможен и, конечно, без военного противостояния. Мы одна семья, кто бы что ни говорил. СССР в том или ином виде – объективно необходимая геополитическая реальность.
Я думаю, придет время, мы все это поймем, и снова будем жить вместе, усвоив уроки прошлого и не повторяя трагических ошибок своей истории. Весь мир объединяется – и Европа, и Южная Америка, и Юго-Восточная Азия, все формируют экономические союзы, одни мы все делим что-то и строим стены, когда нужно строить мосты.
И всегда хорошо учиться друг у друга. Я думаю, жителям республик Северного Кавказа, гражданам Российской Федерации, стоит поучиться у Грузии успешной модернизации, экономической и политической свободе, вдумчивому освоению позитивных сторон европейской цивилизации.
Но я не думаю, что хорошим примером может быть конфликт с Россией. Я, правда, уверен, что нам всем нужно заново соединяться, а не отделяться и враждовать.
Существует ли на ваш взгляд сейчас межнациональное напряжение в русско-чеченских отношениях? Что ему причиной? Возможно ли межнациональное примирение на уровне менталитета и культуры между русским и чеченским народом как для чеченского менталитета так и русского - вопрос к вам как носителю двух культур. В чем причина окутавшего чеченское общества национализма (мое персональное мнение), когда это случилось и существует ли это явление как таковое на ваш взгляд? Если да, то, что может послужить толчком к большей открытости этого общества? Спасибо! Держитесь! Мы с вами!
Огромное спасибо Вам, Артем!
Я думаю, напряжение в межнациональных отношениях сейчас, к сожалению, существует. Со всех сторон нарастает ксенофобия. Действительно, поднимает голову национализм. Причем, в худшем виде – в виде нацизма! Потому что национализм сам по себе не так уж и плох, если это забота о своем народе, уважение к его традициям, прославление его роли в истории. Национализм может быть цивилизованным и позитивным. Но как только мы склоняемся к пропаганде национального превосходства, национальной исключительности – мы падаем в пропасть. Дальше начинаются разговоры о "чистоте крови", о "высшей расе" и "неполноценных народах" - и это уже нацизм в худшем изводе. Фашизм всегда приводит свой собственный народ к катастрофе. Германский фашизм привел немцев к великой трагедии, Мюнхен – всегда пролог к Дрездену. Дудаевский фашизм поставил на грань катастрофы весь чеченский народ. Это было так недавно! Неужели нельзя понять, извлечь урок?
Настоящий умный националист, любящий свой народ, никогда не будет фашистом, толкающим своих соотечественников к катастрофе.
А в какие только тоги не рядится сейчас неонацизм! Мы видим, что даже официальные лица под предлогом "защиты интересов соплеменников" делают ксенофобские заявления. Это недопустимо. Любые поползновения в сторону фашизма должны пресекаться!
Мы можем объяснить причины, найти основания, в прошедших войнах, в разнице так называемых "менталитетов", но это не значит, что мы должны принять, признать и оправдать нетерпимость и вражду. Напротив, мы должны сознательно работать над преодолением всех факторов межнациональной розни.
Примирение не только возможно, но и необходимо, даже неизбежно. Земля маленькая, нам всем жить на ней вместе. Но лучше было бы, если бы мы поняли это без войн и массовых жертв. Разве мало было жертв?
Насколько же глупы, недальновидны те деятели, что снова роют яму для наших народов!
И, конечно, для преодоления тенденций к розни и изоляции нужна большая открытость, она нужна всему российскому обществу и особенно нужна чеченскому обществу. Что может помочь? Если бы я знал простой рецепт, я бы обязательно его обнародовал, не стал бы патентовать и требовать роялти за его использование, честное слово!
Но, видимо, нет простых рецептов. Это труд. Иногда сопряженный с опасностью.
Здравствуйте, Герман! Респект Вам, за Ваше мужество и гражданскую позицию.
1. Есть ли шанс на взаимопонимание между народами Чечни и России?
2. В каком-то из своих интервью Вы рассказывали, что после института Вы " ушли со всех радаров" , возможно ли, что когда-нибудь Вы все-таки напишите , чем Вы в это время занимались?
Здравствуйте, Ирина! Спасибо Вам!
1. Он должен быть! Если его нет, тогда не стоит жить вместе! Это как в семье – если не получается сохранять любовь и взаимопонимание – лучше развестись, чем всю жизнь мучиться под одной крышей.
Но народ Чечни ясно выразил свою волю и желание жить в составе России. И другие народы России поддержали государство в его воле сохранить единство территории, за это погибли люди, наши люди!
Да, было много бед. Было много несправедливостей. Силовые операции велись варварски, с многочисленными жертвами среди мирного населения, мы все виноваты в этом.
И все же, желание наших народов – жить вместе. Если мы откажемся теперь друг от друга, значит, все жертвы были напрасны. Значит, мы предали тех мальчиков, которые сгорели в танках! Снова предали.
Все чаще мы слышим, уже не от жителей Чеченской республики, а от других граждан Российской Федерации – не хотим жить с Чечней, отделяйте ее, пусть они живут сами по себе! Я серьезно опасаюсь, что если вот прямо сейчас провести референдум не среди жителей Чечни, а среди жителей других регионов России, по вопросу отделения Чечни – то значительное количество граждан, может даже большинство, выскажется за отделение Чечни!
И ведь все это не просто так, правда? Мне кажется, чеченское общество и чеченские власти должны сделать выводы. Глупо прятать голову в песок, делать вид, что этой проблемы не существует. Еще глупее вставать в оборонительную стойку и твердить: "нет, мы хорошие, мы лучше всех, просто на нас наговаривают!"; все злые, все плохие, а мы – хорошие, идеальные. Так не бывает.
Лучше задуматься: что мы делаем не так? Где и в чем мы ведем себя неправильно? Почему другие народы не хотят жить с нами вместе? Это снова как в семье – мало официально зарегистрировать брак и получить на руки гербовое свидетельство, нужно построить настоящую дружную семью. Мало подписать федеративный договор, нужно его исполнять! Одних деклараций о личной "верности и преданности" недостаточно. Быть в составе Российской Федерации – значит, соблюдать все законы Российской Федерации.
Если такие вопросы встают, значит, нам всем, и русским, и чеченцам, и другим народам, нужно еще учиться сотрудничеству и взаимопониманию.
2. Нет, не думаю. Меня ведь не было на радарах, и никаких данных приборов не осталось.
Здравствуйте, Герман Умаралиевич!
Что нужно сделать, чтобы чеченский и русский народ были братскими народами не на бумаге, а в действительно?
И возможно ли это?
Здравствуйте, Влад!
Я уверен, что это и возможно, и необходимо. Мне кажется, что нужно быть открытыми для критики, для свободной дискуссии, находить и исправлять ошибки во взаимоотношениях – как на высоком политическом уровне, так и в быту. Уважать культуру и обычаи братского народа и не навязывать свои представления о жизни.
Это проявляется во всем, в повседневной жизни, не только в политике. Например, в Грозном напали на русскую девушку за то, что у нее рукава летнего платья выше локтя. Это абсурд! Не хочешь – не смотри! Честный и благородный мужчина любой нации не должен глазеть на чужую девушку, в идеале он не должен поднимать глаз выше ее стоп или отводить взгляд. Как же они разглядели, что у нее рукава выше локтя? Если бы нападавшие были действительно такими поборниками нравственности, они бы не разглядывали ее платье в деталях!
В некоторых странах за бесцеремонное разглядывание незнакомой девушки можно запросто угодить под суд.
Еще хуже – живя в Москве, осуждать "этих русских" за "безнравственное поведение". Недавно один такой паренек звонил на радио и выступал. Мол, вот, русские – такие безнравственные, они могут, парень и девушка, поцеловаться на улице, при посторонних. А я такой нравственный, я в метро уступаю место старшим и на улице не целуюсь. Молодец, что уступаешь место – подаешь хороший пример. Не только чеченцы, любой нормальный человек уступит место старику или больному.
А насчет целоваться – не целуйся, твой обычай будут уважать и едва ли кто будет тебя насильно заставлять это делать. А вот навязывать русским свои представления о жизни – не стоит. У русских своя история, свои обычаи. У русских любящие друг друга парень и девушка могут и поцеловаться. Русские, целуясь, построили великую страну, освоили земли до Тихого океана, победили сильнейших врагов, спасли человечество от фашизма и открыли дорогу в космос!
Хочешь жить с русскими? Уважай русских такими, какие они есть. Тогда и к себе ты можешь требовать уважения – и получишь его.
Конечно, и чеченские обычаи нужно уважать. Ни в коем случае нельзя клеймить их как "дикость". У каждой культуры свои представления о "дикости", это слово вообще нужно изъять из лексикона межнациональных отношений!
И в Грозном нормальный человек будет и одеваться, и вести себя соответствующим образом. Это правильно, это нормально. Но – повторяю, у нас есть закон. Все должно быть в рамках закона. Нет такого закона, чтобы за короткий рукав или отсутствие платка на голове в любой части Российской Федерации, включая Чечню, можно было бы нападать на женщину! Это уголовное преступление – нападать на человека, и никакими "у нас такой обычай" нарушение российских законов нельзя оправдывать!
В общем, нужно уважать друг друга и не навязывать своих представлений. И можно жить вместе, сохраняя каждый свою культуру и идентичность.
Вы искренне считаете вопрос *когда кончится война на кавказе?* риторическим?
Насколько я помню, никогда такого не говорил. Масштабные боевые операции, которые можно было бы назвать "войной", закончились несколько лет назад. Назвать, да и то с натяжкой, так как в строгом правовом понимании "война" все же случается между субъектами международного права, суверенными государствами. Вопрос о суверенитете "Ичкерии" сложный, неоднозначный, но в любом случае, и "Ичкерии" фактически не существует уже несколько лет.
Поэтому слово "война" мы здесь употребляем в некотором общем смысле, не в строгом правовом. Если мы имеем в виду тлеющий внутренний конфликт, проявления терроризма и экстремизма и борьбу с ними, то – увы, да. Пока что конца и края этому не видно.
Но я верю, что мир, настоящий мир на Кавказе возможен. За него нужно бороться. И одних силовых операций недостаточно. Нужно вести настоящий "джихад" - войну против общественной несправедливости, против мракобесия и лицемерия, против всего, что питает экстремизм и насилие.
Добрый день Герман!
По моему мнению - чеченцы не лучше и не хуже остальных северокавказцев. Стоит ли уделять именно чеченской исключительности такое большое внимание? Они (и Вы) не храбрее и не трусливее всех остальных.
Как по-Вашему, проблема столь активного внимания к чеченской теме задается извне России или чеченская тема просто сегодня еще востребована обывателем?
Здравствуйте, Александр!
Полностью с Вами согласен. Более того, и все северокавказцы вместе взятые не лучше и не хуже остальных людей – уральцев, сибиряков или баварцев. В "достоинства" и "недостатки", обусловленные "расой" и "кровью", я вообще не верю.
Не думаю, что активное внимание к чеченской теме так уж сильно провоцируется "извне", неким "мировым правительством" и вообще "врагами России". Это миф и пропагандистская уловка. Знаете, в европейских выпусках BBC и CNN бывает, что неделями нет ни одного сюжета про Россию! Ни одного! На самом деле, мы склонны преувеличивать внимание "Запада" к нашим внутренним проблемам, это, только глядя в российский телеящик, кажется, что все остальные государства день-деньской заняты только тем, что выдумывают, как бы насолить России.
Ближе к правде понимание, что им от нас ни холодно, ни жарко. После того, как был разрушен СССР, им уже не интересно, что тут у нас происходит. Русские, чеченцы, алеуты – им все равно.
Нет, есть определенная заинтересованность - иногда в стабильности, иногда в нестабильности, есть искренняя забота настоящих правозащитников о правах человека и порой не очень искренняя забота зарубежных правительств о "демократии", но все это так, на периферии сознания. У нас все их озабоченности склонны сильно преувеличивать.
Вот честно, Китай западные страны интересует сейчас куда как больше, чем мы!
Так что это наш внутренний интерес, обусловленный сложностями национальных отношений в России.
Что мешает людям Чечни интегрироваться в мультинациональную страну Россия, объединённую русским языком?
Есть ли шанс у чеченцев стать нормальными светскими людьми?
Не кажется ли Вам, что дистанцирование Чечни от России только усиливается из-за усиления там влияния радикального ислама?
Почему Чечня не выберет светскую модель Татарстана (сам из Казани), большая часть населения которого лишена предрассудков?
Уважаемый Алексей!
Ничего не мешает интегрироваться, причем сохраняя свою идентичность, именно благодаря общему языку, и это то, что нужно делать, устраняя все препятствия.
У каждого человека есть шанс стать светским или стать религиозным, ни то и ни другое не плохо, и то, и другое нормально, в нашей стране человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Но, по моему мнению, само государство должно быть светским, и я против возведения религиозной практики в роль государственной политики, всей России в целом или отдельного региона. Я думаю, это личное дело каждого человека, и государство должно только обеспечить каждому соблюдение его прав и свобод, а также порядок и согласие.
Поэтому дистанцирование на основе религиозных противоречий – тенденция негативная и опасная, мы должны это понимать и противодействовать таким поползновениям. Меня тоже беспокоит усиление любого радикализма и экстремизма, в том числе и религиозного. Причем особенно беспокоит, что проводниками радикализма становятся не только маргинальные группы и преступники, но и официальные власти – иногда кажется, что они соревнуются с "лесными братьями", кто кого "перерадикалит".
От предрассудков нужно избавляться всем людям, в том числе и верующим. Можно быть верующим и не разделять предрассудков, не навязывать никому своего мировоззрения и не разжигать рознь. А светская модель государственной власти прямо установлена Конституцией Российской Федерации для всей территории Российской Федерации, поэтому любые попытки построить теократию в отдельно взятом регионе я считаю нарушением конституционного порядка.
Здравствуйте! Как показывает вся история, а особенно нынешняя ситуация (последние 20 лет), русские и чеченцы не могут существовать вместе на одной территории. Несовместимость в этнопсихологии, в этническом менталитете, в традиционных нормах поведения, огромные культурные различия очевидны. Не считаете ли Вы, что следует поставить и начать обсуждать вопрос о выходе Чеченской Республики из состава РФ и предоставлении ей полной независимости, и что русским и чеченцам следует строить свои отношения как межгосударственные? Не будет ли это самым оптимальным и радикальным решением накопившихся межэтнических проиворечий?
Здравствуйте, Олег! Нет, я так не считаю.
Как вы смотрите на соотношение религии и права? Считаете ли вы, что ислам как религия (если говорить о проблемах интеграции мусульманских стран, да и этнических регионов в светстких государствах) потерпел фиаско именно из-за того, что не произошло исторического разделения религии и права, и источником права являются религиозные догмы, а не четкая отдельная система правовых норм? Считаете ли вы, что такая ситуация сильно влияет на макроэкономические отношения? Видите ли вы пути выхода из этой ситуации в реформах религии?
Уважаемая Бела!
Прежде всего, я не считаю, что ислам где бы то ни было потерпел фиаско. Ислам – это одна из мировых религий, часть всемирной человеческой культуры. Фиаско терпят попытки использовать ислам и другие религии в чисто политических целях. Религия не должна быть служанкой политики, каждому свое.
Исламское право – одна из равноправных систем права. В своем современном развитом виде исламское право решает все насущные задачи правового регулирования для тех обществ, в которых оно создано и апробировано исторической практикой. Как это ни удивительно звучит, но современное исламское право довольно гибкое и модернизированное. Что касается источников, то религиозные догмы здесь являются только высшим и конечным авторитетом, а в повседневной практике действуют глоссы, разработанные применительно к насущным реалиям мирской жизни.
Ведь и европейское светское право восходит к религиозным догмам: "не убий", "не укради" и так далее. "Четкая отдельная система правовых норм" есть в континентальном праве, к которому мы привыкли, а, например, английское право, очень развитое и цивилизованное, четкой системы не имеет – важным источником здесь являются прецеденты.
По моему мнению, нормальным соотношением между религией и правом является такое соотношение, где религия – если она широко принята в данном обществе – остается высшим духовным светом и опорой для права, которое, конечно, уже без священников и догм прагматически регулирует социальные отношения на научной основе. Это помогает избежать правового нигилизма.
Мне даже кажется, что причиной уважения к закону в европейских странах является тот исторический факт, что европейское право изначально возникло как право церковное, каноническое, и поныне имеет опору в нравственно-религиозных догматах.
Так что здесь все хорошо. Когда к месту и вовремя.
Однако надо помнить, что в Российской Федерации действует своя система права, не предусматривающая интерполяцию норм "шариата", и любые попытки локально вводить "шариат" являются противозаконными и противоправными. А за заявления официальных лиц на тему "у нас по законам шариата…" таких официальных лиц, "по законам шариата", надо освобождать от занимаемой должности и высылать в страны исламского права.
В отношении же стран настоящего исламского права, их правовая система, как мы видим, не мешает им в макроэкономической деятельности и некоторые весьма процветают благодаря международной торговле.
Что касается религиозных реформаций, это вообще не моего ума дело, правда. В истории мы видели много религиозных реформаций. Может, будут и еще.
Но моя позиция в том, что религия должна оставаться в сфере духа, она полезна в сфере нравственности, а политика, право и экономика должны быть прагматичны. Все может быть в комплексе, одно может помогать другому, но не должно подменять.
Здравствуйте. Каково ваше мнение о высказывании в репортаже для телекомпании Альджазира доктора психологии из Сирии Вафы Султан о разрушительном действии учения ислама для психологического здоровья человека. Каково будущее чеченского народа в рамках этой религии?
Здравствуйте, Алексей!
У меня дома нет канала "Аль Джазира" и высказывания доктора из Сирии я не слышал. Боюсь, доктору уже выслали "черную метку" какие-нибудь радикалы, что, конечно, плохо – так как если доктор ученый и имеет свое мнение, то имеет и право его высказать и обосновать.
А мы имеем право выслушать и не согласиться.
Все традиционные мировые религии имеют схожую религиозную практику и воздействие на своих адептов. И в католическом монастыре в самом центре просвещенной Европы можно найти признаки "тоталитарной секты", "очевидные" для психологов-специалистов по борьбе с "тоталитарными религиозными учениями".
Но я не думаю, что религия является для человека психологической патологией, напротив, вера в Бога и религиозность – естественная психологическая потребность человека. Однако и атеизм, если он принят в результате сознательного выбора, патологического воздействия на психику не производит. Здесь нет "норм" и "патологий", это выбор человека.
А чтобы не возникало перегибов, религиозные институции должны быть сбалансированы светским государством, которое обязано следить за тем, чтобы не происходило социально опасной радикализации религиозных практик, чтобы соблюдались права и свободы человека, исключалось насилие, в том числе и психическое, и не допускалась "промывка мозгов", ни массовая, ни индивидуальная.
Чеченский народ в массе своей принимает ислам и видит свое будущее в исламе. И это нормально, таков его исторический выбор. И при условии уважения к другим народам и другим религиям, а также к правам и свободам индивидуума, в том числе и к свободе совести, будь этот человек чеченец или нет, будущее чеченского народа в исламе будет светлым и счастливым.
И снова нужно помнить, что Чеченская республика – не только земля, где живут чеченцы, которые в большинстве своем мусульмане, но и часть Российской Федерации, которая является светским государством, многонациональным, общим домом для народов и граждан различных конфессий и мировоззрений. И никакого "исламского государства" в Чечне по Конституции Российской Федерации не предусмотрено.
Герман,
скажите, пжл, как мы умудрились дожить до xx1 века без расцвета гомосексуализма в отсутствии свободных отношений между мужчиной и женщиной? И ведет ли отсутствие этих самых свободных отношений именно к гомосексуализму? Может наоборот? Может именно свободные отношения и ведут к педерастии? Не кажется ли вам что вы были несколько нелогичны в своих рассуждениях и не собираетесь ли принести извинения чеченскому народу?
p.s. Я понимаю, что ваша публика не чеченцы, чеченцы вас не читают (не потому что вы плохой писатель, а потому что просто не читают, увы), но подбрасывать этой публике ради их потехи такие "вещи", Герман, крайне недостойно.
Уважаемый Злой Чечен!
Я чувствую, что Вы чем-то сильно расстроены и обеспокоены. Но, уверяю Вас, я к причинам Вашего беспокойства не имею никакого отношения. Я с трудом понимаю, о чем Вы пишете, но готов извиниться лично перед Вами, если нечаянно Вас обидел.
Вы отдаете себе отчет , когда безнравственно врете , утверждая , что по центру Грозного ходят геи ? Когда в том же Грозном люди насторожено относятся и за малое аморальное поведение по сравнению с гм.сек. такое , как отсутствие платка на голове у женщины , и короткой майки у мужчин ?
Позиция не анонимного "интернет-троля" грубо оскорбляющего чеченский народ в частности чеченских мужчин , не кажется ли вам опасным для вашего здоровья ? Или вы так неосторожно мстите своему чеченцу отцу ?
Уважаемый Имен! Не знаю, имя это у Вас, фамилия, или сетевой псевдоним?
Я снова не понимаю, о чем Вы говорите. Но, видимо, Вы тоже очень чем-то расстроены и злы. Вопроса я не увидел, похоже, Вам просто хотелось высказаться.
Это можно, у нас свобода высказывания.
Чрезвычайно тронут Вашей заботой о моем здоровье. Спасибо, у меня все хорошо, чего и Вам желаю.
Здравствуйте. А вам не кажется, что наоборот, избыток сексуальной свободы в большинстве регионов РФ привел к тому, что у славян институт семьи оказался практически подорван, в отличии от вайнахов, где крепкие семьи, строгие нравы и много детей. В конце концов погрязшие в разврате народы получают отрицательную демографическую ситуацию, отсутствие семейных традиций может привести к размытию любых моральных ценностей.
Здравствуйте, Алекс.
Мне не кажется, что "в большинстве регионов РФ" существует "избыток сексуальной свободы". Так называемая "сексуальная свобода" была трендом определенных слоев населения в западном обществе, начиная с 1960-х годов, это было связано еще с движением "хиппи", если Вы помните. Россию, тогда СССР, где, как известно, секса вообще не было, это поветрие обошло стороной. А к концу 1980-х годов и в западных странах "сексуальная революция" выдохлась и провалилась; сейчас в моде стабильные отношения. Голливуд, идеологический законодатель западного мира, штампует фильмы о "семейных ценностях", а порнографию гонят мелкие глупые киностудии – надеюсь, Вы эту гадость ни разу не смотрели, ни по видео, ни в интернете.
Институт семьи у славянских народов по сию пору здравствует и процветает – все славянские девушки, как и сотни лет назад, мечтают надеть фату, белое платье и завести крепкую семью. Славянские мужчины тоже по сию пору охотно женятся, причем на одной жене, а не на четырех, и даже не на двух, и многие живут счастливо всю жизнь и рожают детей.
Детей рожают не так много, как вайнахи или, например, узбеки, согласен. Но это связано не с деградацией семьи, а с влиянием европейской цивилизации, которое славяне испытывают на себе сильнее, чем вайнахи или, например, сомалийцы, которые в большинстве своем малограмотны (я о сомалийцах, а не о вайнахах), но тоже имеют много детей. Много детей также имеют другие африканские племена, даже те из них, где вообще нет семей, а женщины принадлежат всем мужчинам племени.
Крепкие семьи и строгая нравственность в вайнахских семьях – это очень хорошо, я это всегда приветствую и постоянно ставлю в пример, что Вы могли бы заметить, если бы читали мои книги или хотя бы статьи.
Но я бы предостерег Вас от определения славянских народов и других народов, населяющих "большинство регионов РФ", как "погрязших в разврате". Это высказывание неэтично, некорректно, противоправно, так как разжигает межнациональную рознь, к тому же просто не соответствует действительности. Народы Российской Федерации известны своим вниманием и серьезным отношением к институту семьи, глубокими и давними семейными традициями. У народов Российской Федерации, включая славянские народы, а также чеченцев, карелов, башкиров и крымских татар, весь мир может поучиться уважению к семье, к отцовству и материнству.
Если кому-то кажутся признаками "погрязшести в разврате" платья с коротким рукавом жарким летним днем и отсутствие на голове косынок, по причине замены их меховыми шапками в условиях холодной русской зимы, то смею заверить, эти и прочие особенности национальной одежды – просто культурный факт и никакого отношения к уровню нравственности не имеют. Как и другие особенности поведения, которые могут кого-то шокировать, вроде прогулок славянских девушек под ручку со славянскими парнями. Нужно уважать обычаи других народов и нельзя навязывать никому свои представления о нравственности.
Отрицательная демографическая ситуация, как я уже объяснил, является следствием сложного комплекса цивилизационных, социальных, экономических и прочих факторов. Как и положительная демографическая ситуация, которая сама по себе также не свидетельствует о благополучии общества.
Что касается Вашей заботы о семейных традициях, то я с Вами согласен, действительно, в семейных традициях – основа моральных ценностей. Народы Российской Федерации имеют хорошие семейные традиции и, как следствие, правильные моральные ценности.
Если не свободные отношения между полами введут к гомосексуализму, то почему в странах с абсалбтно свободными отношениями так сильно развита нетрадиционная ориентация? Имеет ли право писатель оскоблять чувства и достоинства остальных людей, лишь потому, что это не запрешено демократией? Что для вас означает демократия и почему так называемых демократических странах такой большой процент супружеская не верность, что ведет к разводу между супружескими парами, и это сказывается на пхихологическом нарушении у детей? Может именно эти явления и порождают секс маняков и педофил? Лично мне кажется кому-то не спокойно, что у нас в Чечне не этих порогов.
Уважаемый Малик аль Чечен!
Я вижу, что Вас очень беспокоит проблема генезиса гомосексуальности и соотношение таковой с уровнем гетеросексуальной свободы. А также проблемы разводов, психологии подростков и сексуальных перверсий, включая педофилию.
Боюсь, что я ничего не смогу добавить к Вашим обширным познаниям в этой области. Думаю, Вы можете более продуктивно пообщаться на эти темы в специализированных форумах, которые, я слышал, есть в интернете.
Спасибо.
Гомосексуалисты есть в каждом народе.
И в чеченском тоже.
Почему чеченская власть пытается отрицать очевидное?
Является ли эта подчеркнутая "борьба за нравственность" средством укрепления тоталитарной власти - или это просто глупость, стереотипы, показуха?
Дорогой Рамзан!
Почему-то мне кажется, что Ваше настоящее имя звучит немного иначе. Но это не важно.
Я не располагаю достоверными данными статистики о распределении гомосексуалистов между этническими группами.
До тоталитаризма, надеюсь, мы не докатимся, но есть признаки авторитарного правления, а также вторжения в частную жизнь под предлогом "борьбы за нравственность", что я лично считаю не уместным. Нравственные вопросы могут и должны обсуждаться, но нельзя использовать их в политических целях, для укрепления власти.
Есть такое выражение - "трудно быть чеченцем". Что оно означает для Вас? И не допускаете ли вы, что рассуждая о столь деликатной и запретной теме перед многомиллионной аудиторией, ставите своих близких в неловкую ситуацию? Ведь ваша книга называется "Я - чеченец". А это ко многому обязывает!
Здравствуйте, Саид!
Процитированное Вами выражение мне известно. Более того, мне кажется, именно я стал источником широкого распространения данного выражения, так как оно содержится в одной моей книжонке, которую Вы, наверное, не читали, но это не важно. Так вот. Там есть такой пассаж, который начинается со слов "Трудно быть чеченцем", а далее идут поэтические описания самых благородных качеств этого замечательного народа. Данный пассаж вынесен на обложку упомянутой Вами книжки, которую Вы все же не читали, ну и не надо, цитировался в разных источниках разными людьми едва ли не тысячи раз и так ушел в народ. Так что выражение мне известно. Скорее всего, я являюсь его автором.
Что касается меня самого как человека, а не лирического героя означенной книжицы, то недавно установлено и официально объявлено, что я "не чеченец". И вот теперь я думаю – к чему меня обязывает это новое звание? Может, Вы подскажете?
Герман, приветствую.
Вы мне симпатичны, как человек, который все это высказал вслух и публично. Не побоялся, не затился, порассуждал. Не со всем согласна. Со многим не согласна. Но сам факт... внушает уважение. Только хочется узнать подоплеку. Вам ведь правда сейчас быстро "сделают биографию". И человек, который ТАК рассуждает в интервью, достаточно умен, чтобы это понимать.
Уважаемая Имярек!
Спасибо Вам за симпатию и поддержку.
Но никакой подоплеки нет. Я часто давал интервью различным СМИ. Говорил про культуру, говорил про литературу, про историю, про экономику, про социальные проблемы. Но публику все это, увы, мало интересует, а интересует вот оказывается что. Кто бы знал!
Герман! А вы не считаете, что этот скандал вокруг вас может сослужить вам ХОРОШУЮ службу? Вспомним классическое - "какую биографию делают нашему рыжему".
Привет, Гусик! Нет, не считаю. Меня переоценивают, думая, что я способен на планирование многоходовых PR-акций. Я на это не способен, да и зачем? Поверьте, ум мой занят совсем другими вещами.
А такой "биографией" я бы без сожаления с кем-нибудь поделился, не жалко.
Мое почтение Герман.
Вы смогли бы охарактеризовать современную чеченскую литературу тремя словами?
Здравствуйте, Ингмар!
Если тремя словами, то – я не знаю.
Герман, привет ;-).
Какое лично твоё мнение о романе "Асан"?
Держись!
Привет, Григорий!
К Маканину отношусь с уважением, хотя лично мне его проза не всегда близка, но это дело вкуса. "Асан" - хороший роман.
Герман, книги каких современных авторов Вы категорически запретили читать Вашим детям и какие бы рекомендовали? Или предоставили им самим сделать свой выбор?
Уважаемый Юрген!
Очень интересный вопрос! И сложный. Запрещать какие-то книги, наверное, неправильно. Но рекомендовать можно и нужно. Детям, если они еще дети, я бы рекомендовал "Гарри Поттера", только надо добраться до последних томов, где разворачивается серьезная проблематика. А еще Терри Пратчетта. Сказки, русские, чеченские, вообще всех народов – в них мудрость. И советскую детскую литературу. Современная российская детская литература есть, но я ее плохо знаю, увы!
1. Герман, почему у Вас такое не чеченское имя? Вы из не религиозной семьи?
2. Есть ли продолжение Survivor-а (сильнейшая Ваша вещь)?
Михаил, здравствуйте!
1. Мое имя меня устраивает. О том, почему меня так назвали, есть две версии. Обе хорошие. По одной, это родовое чеченское имя, один из предков сходил на Первую мировую, а у чеченцев есть обычай называть мальчиков именами храбрых и сильных врагов, вот в честь германцев и зовут Германами. Редко, но в нашем роду до меня уже были такие имена. Другая версия – в честь Германа Титова, второго космонавта. Мы же в советское время жили.
Моя семья была в то время обычной советской семьей.
2. Спасибо, Михаил! Мне кажется, там продолжать особо нечего. Все уже случилось, все варианты развития событий после финала даны в самой новелле.
Вы приняли участие в проекте "Литературная матрица" (современные писатели о писателях-классиках), причем написали эссе о Есенине, то есть о, скажем так, архирусском человеке. Вы себя в основном соотносите с русской культурой? Или с чеченской тоже? Можете ли какую-то пропорцию назвать?
Я очень люблю Есенина, с детства. Пропорцию могу назвать. Один к четырем. Хорошая пропорция, я в такой пропорции смешиваю кофе с молоком. Или наоборот.
Что случилось с Вашим ЖЖ?
Планируете ли его восстановить?
Я его закрыл, просто потому, что нет времени им заниматься.
Здравствуйте!
1) Как часто Вы бываете в Чечне?
2) Не опосаетесь мести со стороны Кадыровцев?
Здравствуйте.
В Чечне бываю регулярно, раза два в год. Бывал бы и чаще, но непросто при моем графике жизни.
Думаю, все будет хорошо. Спасибо.
Уважаемый Герман, здравствуйте!
Вы не боитесь за свою жизнь после публикации Ваших произведений?
Здравствуйте!
Я живу в Российской Федерации, в правовом государстве. За публикацию произведений у нас не предусмотрено лишать человека жизни. А что может произойти с каждым человеком – и со мной может произойти.
Есть ведь и преступники. Но бояться преступников и потому молчать – нельзя.
Достаточно очевидно, что ПРАВО доминирует в обществе над МОРАЛЬЮ.
Сложившаяся на сегодня мировая практика ПРАВА диктует: "Индивиду в обществе разрешено всё, что не запрещено законом".Российская правовая практика, зачастую игнорирует уточнение о законе.
Практика МОРАЛИ диктует: "Индивиду в обществе разрешено то, что не наносит вреда обществу".
ВОПРОС: Насколько жизнеспособно общество, руководствующееся правом, в ущерб морали; не пора ли правовые нормы "просеять" через сито морали? Спасибо.
Здравствуйте, Юрий.
Для меня не очевидно, что право доминирует над моралью. И в высоком аспекте – скорее, право исходит из морали и легитимируется ею, чем наоборот. И в бытовом аспекте – мы имеем бытовой правовой нигилизм, когда, например, закон запрещает брать взятки под угрозой санкции, а общественная мораль все еще считает, что это нормально – и люди руководствуются такой вот "моралью", а не законом, поэтому и дают, и берут.
Насчет процитированной максимы, хотелось бы уточнить еще, что она относится к частным лицам, тогда как для должностных лиц государственных органов власти существует прямо противоположный принцип – государственным служащим при осуществлении ими своих полномочий разрешено только то, что установлено законом, а все остальное, не предусмотренное законом – запрещено.
Общество, в котором мораль отрывается от права или право от морали, бывает поражено правовым нигилизмом и нравственным релятивизмом.
Какое-то расхождение между моралью и правом есть в каждом обществе – иногда один регулятор не поспевает за другим. Но когда расхождение становится катастрофическим – это коллапс социума.
Право и мораль должны работать вместе, только тогда оба этих социальных регулятора эффективны. Но не всегда право нужно подтягивать до морали, иногда мораль нужно подтягивать к праву. В идеале, они должны двигаться друг другу навстречу.
Нужно двустороннее движение. Например, по закону России – уклоняться от налогов преступно. Но едва ли большинство граждан считает уклонение от налогов морально предосудительным. И тут законодательной и прочим властям нужно задуматься: почему? Может, у нас несправедливая система налогообложения? Или население не уверено, что собранные налоги тратятся правильно, способствуют повышению общего благосостояния? В таком случае, нужно совершенствовать и налоговое право, и государственную бюджетную практику.
А в примере с коррупцией наоборот. Каждый порядочный человек поможет задержать вора, который вытаскивает в метро кошелек, потому что считает это действие, воровство, предосудительным и достойным наказания. Но тот же самый человек, к сожалению, зачастую без угрызений совести даст взятку, чтобы решить свою проблему, и не будет способствовать разоблачению взяточника. А ведь законодатель оценивает взяточничество как более опасное преступление, чем простое карманное воровство! Несовпадение морали и права.
И что делать? Разрешить взятки? Нет, это общественно опасное явление, которое нужно искоренять. Путем совершенствования государственного управления, чтобы взятки было давать не нужно, но также и путем воспитания граждан, трансформации морали, приближения ее к стандартам права, которое в этом случае ближе к истине.
Спасибо!